Эмоциональная керамика Михаила Врубеля

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) обладал многогранным талантом и был уникальным живописцем, керамистом, скульптором. Мастер модерна, он испытывал благоговение перед таинственным дыханием Востока, и в то же время преклонялся перед искусством эпохи Ренессанс.

Одухотворенный народным эпосом и древнегреческой мифологией, художник в своих работах воплощал сюжетные линии литературных, театральных и музыкальных произведений.


М.А.Врубель. Автопортрет

М.А.Врубель. Автопортрет


Ассириец

Ассириец


Маска ливийского льва

Маска ливийского льва


Керамическое панно «Принцесса Грёза», гостиница «Метрополь»

Керамическое панно «Принцесса Грёза», гостиница «Метрополь»


Печные изразцы Врубеля

Печные изразцы Врубеля

Майолика из Абрамцево: «керамическая живопись»

Творческий путь керамиста Врубель начинает в небольшой мастерской поселка Абрамцево, впоследствии превратившейся в гончарный завод С.Мамонтова. Здесь он творит свои первые шедевры из майолики — обожженной глины, расписанной глазурью.

Мягкая пластика материала вдохновляла властного художника, стремившегося во что бы то ни стало преодолеть плоскую поверхность холста, придать ему объем и форму. Вылепленные фигуры помогают и в дальнейшей живописи – масляные мазки картин приобретают ярко выраженную масштабную осязаемость. Постигнув тайны гончарного промысла, Врубель экспериментирует с композицией, цветом, фактурой. Он открывает новые возможности майолики, используя наплывы более темных оттенков в углублениях форм.

Живописец оперирует глиной как цветной каменной глыбой, а не как основой для росписи красками. Мастерски владея податливым материалом, он создает один из первых своих шедевров – «Египтянка». Плавная текучесть глиняной головы окутана загадочным шлейфом металлической патины. Утонченные черты лица, едва приоткрытый рот, складки палантина, обнимающие лебединую шею девушки, выполнены с ошеломляющей реалистичностью.

Обладающий несомненным даром монументалиста, Врубель создает лаконичные и выразительные образы – Демон, маска ливийского льва, «Весна», «Лель», «Ассириец» и другие. Пересечение граней и плоскостей демонстрирует фантастическую игру цвета, внутреннюю силу и свет персонажа.

С помощью безмолвной глины художник с безукоризненной точностью передал чувства и эмоции, обуревающие его героев. Созерцание творений «керамической живописи» завораживает застывшей правдивостью мгновения, увековеченного гением.

Фасадная керамика Врубеля

Наиболее известное панно М.А.Врубеля «Принцесса Грёза» украшает величественный фасад гостиницы «Метрополь». Изображение запечатлело трагический момент из пьесы французского драматурга Э.Ростана. Лицо восточной принцессы, склоненной над умирающим рыцарем, искажено болью скорой разлуки. Краткий миг единения двух влюбленных поражает воображение огромным количеством полутонов, глубиной и насыщенностью цвета.

Еще один керамический шедевр, выполненный в соавторстве с В.Васнецовым, служит украшением фасада дома в Лебяжьем переулке. Для центрального панно была использована разноцветная плитка из керамики, которой выложена фигура девушки в окружении подводного мира. Каждый отдельно взятый элемент большого панно – произведение искусства, переливающееся рельефными гранями сложных форм и сверкающее богатством красок.

Изразцовые камины и печи

Керамика для печей и каминов — еще одна обширная ветвь творчества М.Врубеля. Восхитительные печные изразцы, выполненные мастером собственноручно, украшают лучшие дома тех времен. Точность тщательно проработанных деталей, гармоничное сочетание с тематическим содержанием, виртуозность и красота исполнения плитки наполняет жилище теплом рук мастера и хранит частичку его сердца. В соответствии с вкусовыми предпочтениями заказчика, на изразцах чаще всего изображались рыбки, кораблики, деревья, цветы или лебеди.

Грандиозный проект Врубеля – камин «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича», созданный по заказу его друга и покровителя Саввы Мамонтова. Отойдя от общепринятых канонов, художник создает на камине керамическое панно из изразцов, открыв новый метод декорирования.

Камин выполнен в виде фасада здания с фронтоном. В основу сюжета положено столкновение двух былинных героев, силуэты которых вторят обтекаемым архитектурным линиям. С помощью авторских приемов Врубель четко прорисовывает мимику, жесты и черты характера образов. Неукротимая ярость и надменность Вольги и спокойная уверенность Микулы дает ясно понять, что сила русского богатыря не в воинской доблести, а в труде землепашца.

Панно выложено по типу крупной мозаики из разноцветных камней, когда фигурные куски, соединенные между собой швами, создают основу рисунка. У Врубеля линия шва более выразительна, чем линия разграничения краской. Чтобы избежать разрыва целостности восприятия изображения, художник прибегает к помощи фальшивых швов, проведенных по сырой глине. Различная глубина борозд на лицах персонажей пропорциональна глубине и отчетливости изображения, местами рисунок выемок переходит в лепнину и образует плоский рельеф. Подобная практика в сочетании с плоскостными, четко очерченными цветовыми пятнами, напоминает древнеегипетскую настенную живопись.

Позже по эскизам Михаила Александровича панно неоднократно дублировали и другие художники-керамисты.

М.А.Врубель подарил человечеству сокровищницу с прекрасными произведениями, погружающими наши души в водоворот чувств. Имя гения еще долго будет служить эталоном мастерства и красоты в мире художественной керамики, живописи и скульптуры.


Фрагмент знаменитой Врубелевской скамейки из майолики. Абрамцево

Фрагмент знаменитой Врубелевской скамейки из майолики. Абрамцево


Египтянка

Египтянка


Демон

Демон


Панно из керамики на фасаде дома в Лебяжьем переулке

Панно из керамики на фасаде дома в Лебяжьем переулке


Камин из майолики по проекту Врубеля. Третьяковская галерея

Камин из майолики по проекту Врубеля. Третьяковская галерея


Фрагмент камина «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича». Крупный план лица Вольги

Фрагмент камина «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича». Крупный план лица Вольги

Контакты