«Голландские» изразцы, изготавливаемые только в России

Сегодня возрос интерес россиян к интерьерам, оформленным в голландском стиле. Одни из наиболее популярных элементов таких интерьеров – камины и печи, поэтому неудивительно желание многих заказчиков отделать их нарядными, светлыми и привлекательными голландскими изразцами. В нашем каталоге представлена серия «Голландия», которая выполнена в стиле дельфтских мастеров: копии традиционных голландских сюжетов оформлены в охристо-кобальтовой гамме.

История появления голландских изразцов

Русские изразцы на голландский манер были очень популярны во времена Петра Первого. Именно он был инициатором их внедрения в русскую культуру. Плитка в голландском стиле широко использовалась при отделке интерьеров богатейших домов многих городов Европы – Мюнхена, Дрездена, Варшавы и т.д. Причем украшены ею были не только камины, но также стены домов, полы, потолки и иные элементы интерьера.

Голландская плитка отличалась от традиционных русских изразцов тем, что ее рельеф был сглаженным, практически плоским, а палитра красок – максимально сдержанна: бело-голубая и, реже, – бело-серая гамма.

Изготовление изразцов по голландскому образцу было налажено в России к середине 18 столетия. Российских мастеров для этого даже отправляли на учебу в Голландию. В Стрельне открылась фабрика, на которой производились изразцы, ничуть не уступающие по своему качеству оригинальной голландской плитке.


Изразец из серии «Голландия»

Изразец из серии «Голландия»


Изразец из «Петергофской» серии

Изразец из «Петергофской» серии


Голландская плитка 17 столетия

Голландская плитка 17 столетия


Глиняную смесь помещают в деревянную рамку и раскатывают скалкой

Глиняную смесь помещают в деревянную рамку и раскатывают скалкой

Дворцы русской знати как образцы интерьеров с использованием голландских изразцов

Дворцы Петра Первого стали образцами интерьеров, оформленных голландской плиткой. Особою популярность получили тематические серии: дизайн каждой комнаты выполнялся в своей теме. Наиболее распространенными были морские пейзажи, изображения людей, в частности всадников, пастораль, архитектурные пейзажи, библейские мотивы.

По мотивам сюжетов изразцовых печей Петергофа и Царского Села мы подготовили «Петергофскую» серию. В основе рисунков таких русских изразцов заложены разнообразные жанровые и религиозные сюжеты.

Так как запуск производства голландских изразцов в России тесно связан с именем Меньшикова, нет ничего удивительного, что в его дворце были представлены лучшие их образцы. В некоторых комнатах кроме печи изразцами были отделаны стены и потолки. На отделочные работы во дворце ушло около 30 000 штук отдельных плиток-изразцов.

Стоит отметить, что подобный способ отделки больше не применялся нигде в мире. Как правило, изразцы использовали лишь для украшения части панелей или создания декоративных панно на стенах.

Почему голландские изразцы получили такое название

Хоть такие изразцы и получили название голландских, однако таковыми они не являются. Все, что в них есть от голландских плиток – это технология монохромной росписи по белому фону.

Работать с рисунками в сине-белых тонах европейские мастера начали приблизительно с 20-х годов 17 столетия. Технология заключалась в нанесении синего рисунка на непрозрачный белый слой глазури с добавлением оксида олова.

Китайский фарфор как источник вдохновения дельфтских мастеров

А пришла мода на такую монохромную роспись с востока, когда в Европе появился китайский фарфор, получивший название kraak-porcelain (kraak – так назывались португальские корабли, на которых доставлялся хрупкий товар).

Голландцы нашли фарфор, когда захватили эти корабли, и были поражены его красотой. Они сразу же взялись за торговлю красивым фарфором. Амстердам стал центром распространения дорогостоящей посуды (тарелок, кувшинок, чашек и проч.) по всей Европе.

Китайский фарфор стал мечтой каждого европейца, и люди были готовы выкладывать за него кругленькую сумму. И тогда дельфтским мастерам пришла в голову идея начать подделывать посуду. Они начали изготавливать ее сами, нанося на поверхность китайские орнаменты. Таким образом, гончары стали работать в основном с синим цветом, и эта тенденция постепенно перекочевала на плитку, а в России – на изразцы.

Технология изготовления

В качестве сырья голландцы использовали глину, которая смешивалась с мергелем для улучшения прочности плитки. Глиняную смесь размещали в специальных деревянных рамках и раскатывали обычной скалкой. Когда глина высыхала, ее обжигали, после чего покрывали белой глазурью.

Затем приступали к нанесению на плитку рисунка. Контур наносили с помощью трафарета, а детали рисунка – специальными кистями вручную. После готовности рисунка плитку обжигали второй раз с целью закрепления рисунка и придания изделию дополнительной прочности.

Этой технике изготовления керамических изделий дали название майолика.

При создании композиции рисунков «голландских» изразцов используется устойчивая схема: в картуше располагается центральное изображение в виде животного, пейзажа, фигуры человека или группы людей. Оно обрамляется широкой декоративной рамкой с украшенными углами. В элементах этой рамки четко прослеживаются следы стилей рококо и барокко: ломаные линии, «сетки», завитки-волюты, бутоны, цветы, раковины.


Изразцовая печь в летнем дворце Петра I

Изразцовая печь в летнем дворце Петра I


Морской кабинет во Дворце Меньшикова

Морской кабинет во Дворце Меньшикова


Китайский фарфор

Китайский фарфор


Голландские изразцы создавались по устойчивой схеме

Голландские изразцы создавались по устойчивой схеме

Контакты