История керамики: автостопом из Китая, олигархи-меценаты и липовый фарфор

Ну вот и настало время поговорить о европейской керамике – а то все про достижения малых да великих азиатских драконов, которые, безусловно, поражают, но все же относятся к пусть и очень обаятельному, однако  достаточно далекому Дальнему Востоку.

О европейском гончарстве времен античности речь у нас уже как-то шла; в раннем Средневековье обитателям Старого Света было не до производства красивой посуды; чуть позже, будучи опосредованной через мусульманский мир, появилась майолика, но о ней поговорим потом: сейчас речь пойдет о зарождении европейского фарфора.

Керамика ручной работы

Европейская керамика

История керамики

Китайские изысканные фарфоровые штучки-дрючки стали появляться в Европе с конца XIII – начала XIV века: считается, что впервые широкие аристократические массы с ними познакомил известный автостопщик-негоциант Марко Поло, который приволок из Поднебесной вазу неземной красоты. (Впрочем, нынче некоторые британские ученые утверждают, что Поло вообще никуда дальше турецких курортов не ездил, а его басни о «чудесах света» суть перепев рассказов отдыхавших там же персидских путешественников. Фарфоровый артефакт, надо полагать, он приобрел по сходной цене именно у них).

Поначалу фарфор в Европе был страшно дорог: к примеру, даже черепки вставляли в золотую оправу и берегли их как зеницу ока. В товарно-коммерческих количествах изделия из Китая стали появляться позже, но цена на них все равно была очень высокой. Поэтому старосветскими, то бишь европейскими мастерами предпринимались неоднократные попытки повторить достижения дальневосточных умельцев.

Первый раз более или менее удачно это удалось сделать во Флоренции в конце XVI века. В то время там заправляли представители знаменитой фамилии Медичи. Эти олигархи-толстосумы, помимо умения различными способами наживать капиталы и склонности к политическим интригам, были с давних пор широко известны своим покровительством всяческим наукам и искусствам: например, при дворе Лоренцо Великолепного имели возможность спокойно творить на сытый желудок такие яркие персонажи, как Боттичелли, Микеланджело, Полициано и Пико делла Мирандола. Праправнук Лоренцо, великий герцог Франческо, больше интересовался не живописью и литературой, а естественными науками, вследствие чего весьма напирал как на химию, так и на алхимию. Результатом его деятельности явилось основание научно-исследовательской лаборатории по изучению всякой фигни: однако в процессе работы данной конторы была получена и вполне реальная продукция – в том числе и так называемый «фарфор Медичи». (Данное знаменательное открытие случилось в последней четверти XVI века).

Однако, строго говоря, это был еще не совсем фарфор. В состав керамической массы, согласно флорентийскому трактату из библиотеки Антонио Мальябекки (был такой известный на всю Европу безобидный псих-книгоман), входили песок, фритта, белая глина и немного каолина: в результате получалось нечто среднее между мягким и твердым фарфором. Цвет изделий был не белоснежным, а желтоватым, поэтому для пущей красоты и вящего сходства с аутентичными предметами они покрывались белой свинцовой глазурью.

Форму посуды флорентийские гончары заимствовали у дальневосточных собратьев. Сюжеты для росписи в основном брались оттуда же, то есть из Китая; особенно старательно итальянцы имитировали сине-белые деревца, листики, цветочки, веточки и прочие флороидальные фишечки, присущие фарфору цинхуа. Впрочем, встречались и персидские мотивы, весьма популярные в Старом Свете, и элементы декора тогдашней итальянской керамики.

Фарфор Медичи весьма ценился в среде европейских аристократов: великий герцог Франческо частенько использовал изделия своих мастерских в качестве подарков представителям лучших, по его мнению, домов континента. Флорентийская фарфоровая мануфактура действовала около ста лет, до конца XVII века; до нашего времени сохранилось примерно пять десятков произведенных на ней предметов. Все они достаточно тяжеловесны и вполне грубоваты: считается, что остальная продукция, более легкая и изящная, не выдержала проверки временем и просто побилась в течение столетий.

Попытка организовать производство фарфора во Флоренции была первой в череде подобных экспериментов в Европе. Первой, но далеко не единственной…

Керамика Европы

Керамика

Автор статьи: И. Потапов. 

Контакты