Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: бесстыжие глазищи, оглушительный модерн и революционный Змей Горыныч

…Итак, в последние десятилетия прошлого (в смысле двадцатого) века на Корейском полуострове стал проявляться очевидный интерес к традиционной керамике. В значительной мере это связано с развитием национального самосознания, хотя данный процесс, безусловно, имеет в КНДР и РК свои особенности.

Корейская керамика

Керамика ручной работы

Искусство Кореи

История керамики

Что характерно, обе страны похожи на острова: Южная Корея с трех сторон реально окружена водой, а с четвертой никуда из нее не вылезешь; Северная же наглухо самозамуровалась от окружающего мира. Иногда в качестве культурного обмена жители враждующих государств бегают друг к другу в гости, но это не приветствуется и вообще незаконно, причем если с Севером все в принципе понятно, то и Юг особой толерантностью не отличается: недавно вот по новостям показали, как один чувак из РК, сходивший посмотреть, как там дела у подданных Ким Чен Ына, вернулся домой. Так вот ему тут же, не стесняясь телекамер, надавали по сопатке, завернули руки выше головы и уволокли в какое-то мрачное узилище.

Однако очевидно, что в обеих странах сейчас имеется огромный интерес к общей истории и культуре. Оно и понятно: во времена почти полувекового правления японцев с культурой было довольно-таки туго. За употребление корейского языка штрафовали, за историческую книжку о героях эпохи Когурё или Корё, даже написанную на японском, могли посадить в кутузку, а о корейской керамике того периода и сказать-то особо нечего. Старую японцы разворовывали, новую делать – руки как-то не доходили. Нет, ну конечно, производились всякие чашки-плошки, горшки-кружки, а также пиджаки для вкусных осьминогов, но это так, для личного пользования. Потом на Юг пришли американцы со своими микки-маусами, кака-колами и прочим абстракционизмом, а на Север – марксисты с неприятием старого мира, чью пыль надо было обязательно отряхнуть. Но вот дальше корейцы немножко обустроились, оглянулись по сторонам и вспомнили, что они народ древний и достойный: настало время обратиться к корням.

Выше уже говорилось о том, как в девяностых годах прошлого века северяне объявили на весь мир, что они раскопали мавзолей (гробницу) Тангуна, легендарного основателя Кореи (и по совместительству внука бога неба). Западные варвары по этому поводу только хмыкнули и попросили предъявить вещественные доказательства, в чем им было с достоинством отказано (действительно, нефиг пялиться бесстыжими своими глазищами на святыню). Соседи же с Юга заявление горячо поддержали (может статься, им по-братски позволили посмотреть на артефакт). Таким образом, корейцы обеих частей полуострова посчитали доказанным, что история их общего государства насчитывает четыре тыщи триста лет.

В свою очередь, южане тоже решили показать, что уважают отцов-основателей, тот есть знаменитых предков, и в 2007 году начали строить новый город, своеобразный государственно-административный центр, который назвали в честь до сих пор очень популярного в народе чосонского короля Седжона.

На таком фоне естественным стало повышение интереса к традиционным искусствам – и к керамике едва ли не в первую очередь. Например, в Южной Корее, в Инчхоне, с 1987 года проводится ежегодный фестиваль керамики, который привлекает тысячи туристов – как аборигенов, так и со всего прочего света. Вниманию зевак предлагается разнообразная продукция местных гончарных производств, причем каких угодно стилей – от самых кондовых до оглушительного модерна. Кроме того, тут же проводятся мастер-классы, где под присмотром специалиста особо уверенные в себе посетители могут сами слепить что только захотят.

И все же времена меняются, прошлое уходит. КНДР, отгородившись от всего мира, живет по своим, малопонятным для окружающих, законам: знаменитая идеология чучхе имеет больше отношения к различным корейским религиозным движениям, а также традиционным культам, нежели к марксизму: к примеру, изображаемый там на тарелках и кувшинах мифический крылатый конь Чхоллима в чучхе весьма почитается как символ революции. (Жаль, что у нас никому не пришло в голову обозначить Змея Горыныча как аналог пышущего ленинским жаром союза рабочих, крестьянства и трудовой интеллигенции). Южную Корею заключили в свои мощные объятья западные братья по разуму, и теперь инчхонская керамика часто выглядит как контаминация унисекса, интернета и тяжелого похмелья…

Да, интересная штука – Азия. Однако не стоит забывать и о мастерах старушки Европы, которые, насмотревшись на диковинные селадоны, в свое время сами захотели создать нечто подобное…

Керамика ручной работы

История корейской керамики

 

История керамики Кореи

 

Автор статьи: И. Потапов.