История керамики: благородный муж, река с зигзагом и свежая лошадь

…«Протогеометрический стиль» в античной керамике… ну и что это такое? А вот: народ (конкретнее – древнегреческий), пережив по сути дела распад своей цивилизации, начал, что называется, культурно возрождаться: керамисты стали наносить на свои изделия не какие-то невнятные пятнышки, а более определенные декоративные элементы, пусть пока и чисто абстрактные – горизонтальные, довольно широкие, полосы или концентрические кружочки. Чуть позже (примерно в X-IX столетиях до нашей эры, в конце тех самых «темных веков») протогеометрика сменятся геометрическим стилем. Впервые сосуды, расписанные подобным образом, появляются в Афинах, далее из материковой Греции геометрика распространяется по всему ареалу Эгейского моря.

Керамика

 

Керамика Древней Греции

 

Керамика ручной работы

С этим стилем часто связывают само понятие классической античности в Древней Греции. Типы орнаментов, свойственных геометрической керамике, отражают, если так можно выразиться, суть религиозной составляющей древнегреческого менталитета, выраженной в прикладном искусстве того периода. Вот, к примеру, так называемый меандр (название произошло от малоазийской реки Меандр, которая, по слухам, текла какими-то забавными зигзагами) – ортогональный (то есть, в данном случае, – прямоугольный) орнамент, известный еще с палеолитических времен. Лента орнамента, в которую складывались различные прямоугольные фигуры, имела для древних (греков в том числе) глубокий сакральный смысл: ее прямизна соотносилась с человеческой добродетелью – прямой, неотвратимый путь, как сказали бы китайцы, «благородного мужа». Прямые углы придают изображению необходимую жесткость, свойственную понятию вечности; повернул –  и снова назад, а затем опять вперед, и повторение, и повторение… такая вот вечность. Ну и свастика в орнаменте (опять же прямые уголочки) – тоже штука сакральная: она известна едва ли не во всех цивилизациях с самой глубокой древности и символизирует то Солнце, то свет, то благополучие, движение, жизнь, то какую-либо из абстрактных философских категорий. Орнаменты со свастикой есть и у индейцев Северной Америки, и у древних египтян, и практически у всех народов Севера Евразии. Ну и, само собой, в Индии и Китае: в китайском языке свастика вообще является иероглифом, обозначающим понятие «солнце».

Древние греки не остались в стороне от столь мощной общемировой традиции. Что конкретно они шифровали в подобных орнаментах со свастикой (по-гречески «гаммадионом, тетраграммой), толком не совсем понятно: ученые до сих пор чешут в затылках и активно думают. В списке уже придуманных версий – огонь, текущая вода (что для Греции, особенно на островах, вполне себе актуально), воздух, существа двух противоположных полов в процессе соединения (ну, это зашифровано мощно – или воображение трактующих разыгралось), луна, стороны света, опять-таки солнце… Короче, предположений масса, и все красивые. Как и сам орнамент.

(Впрочем, на меандры наносилась, разумеется, не только свастика: были и обычные, не гамматированные, кресты и прочие линии, изгибающиеся под прямым углом).

Меандр появился на раннем этапе развития геометрики; тогда же гончары стали делать сосуды выше. Орнамент наносили на верхнюю часть, до середины. Ниже поверхность покрывали глиной, совсем тонким слоем: после обжига она становилась этакого темно-металлического цвета.

Далее, в так называемый «Средний геометрический период», то есть примерно до середины восьмого века до н.э., орнамент, осмелев, пополз вниз; затем наступило время поздней геометрики. Наряду с меандрами и прочими угловатостями типа треугольников или всевозможных зигзагов появляются стилизованные изображения сначала животных, а потом и вовсе людей, которых, впрочем, рисовали совершенно не мудрствуя лукаво, по принципу «палка, палка, огуречик, – вот и вышел человечек». Ну, или там, к примеру, черточками волосики дыбом, подлиннее и погуще – вот уже и дама.

Животных изображали тоже: эта мода пришла с Востока, где роспись по керамике всевозможными львами, быками, мифическими жуткими зверюгами всегда была популярна. На древнегреческих сосудах появились лотосы, другие цветочки; будто грибы, стали расти пальмы. Это все стало признаком широкого распространения очередной инновации в области изображений на обожженной глине: на смену патриархальной и простодушной геометрике из жарких ближневосточных пустынь притопотал горячий конь ориентализующего стиля…

Автор статьи: И. Потапов.

 Керамика ручной работы

Древнегреческая керамика

Керамика

Керамика ручной работы

Контакты