История керамики: брадатый классик, малолюдная свадьба и газировка-эпигон

…Имеет смысл сказать, что древнегреческое искусство росписи по керамике не стояло на месте. Безусловно, в те – о-очень далекие от нас – времена жизнь менялась не столь стремительно, нежели сейчас, но все же подвижки в сознании художников (а вазописцы все-таки именно художники, равно как и современные им мастера настенной живописи, чьи работы практически не сохранились) наблюдать достаточно легко.

 Керамика Древней Греции

Керамика

ceramica2

koka_kola

В период ранней классики в искусстве росписи по керамике господствовала патетика – строгая сдержанность форм, определенная дидактичность, суровость, строгость симметричных, но гармоничных построений: влияние классической (опять-таки) литературы Древней Эллады. Бытие определяет сознание, как говаривал (ну, или пописывал) еще один брадатый классик (правда, он был из несколько другой оперы): общество развивалось, появились новые потребности, как материальные, так и сенсорные, – ну, их и надо было удовлетворять. До конца V века до Р.Х. Афины жили не тужили, богатели себе потихоньку, командовали чуть ли не всей Грецией да в сторону персов снисходительно поплевывали: на смену былой строгости и сдержанности пришел так называемый «роскошный» стиль. Вычурность, манерность (этот стиль прямо называют маньеризмом, соотнося его с более поздней европейской традицией – или, как сейчас говорят, трендом), попытки создать 3D, так сказать, изображения (с помощью подбора красок вызвать иллюзию глубины пространства на внешней поверхности сосуда), всякие складочки, снисходительные позы могучих гоплитов, излишняя декоративность и в скульптуре, и в вазописи – ба-гато живем, гламурно, чего ж не повыпендриваться. Но вот хрипящим жутким бульдозером прошлась по Греции страшная Пелопоннесская война (431-404 до н.э.), в кровавый фарш превратившая Элладу и навсегда уничтожившая могучую Афинскую державу, – и все: какие тут складочки и гламурные гоплиты? Смотреть тошно. Давайте чего попроще – домашнюю сценку или там девичьи посиделки: сидят такие барышни, пригорюнившись, и думают думу горькую. (Правда, существует мнение, что подобные изменения в сюжетной канве изделий афинских мастеров росписи вызваны сменой же рынков сбыта: Греция обнищала, покупательский спрос упал, продукция пошла на Пиренеи и в Карфаген, а там уже совсем другие потребительские вкусы). Так или иначе, искусство афинской (да и всей греческой) краснофигурной керамики постепенно увядает: да тут еще в 317 году до Р.Х. афинский начальник Деметрий Фалерский выпустил в свет закон против роскоши, согласно которому нарядное не носи, лишнего не пей, на свадьбе, к примеру, больше тридцати не собираться (услыхали бы такое нынешние греки), а если уж пусть и в таком количестве решили немножко выпить, то красивую посуду на стол ставить никак не положено. От таких предложений со стороны начальства древние эллины, почесав в затылках, отказаться, натурально, не смогли, и покупать красивые расписные амфоры напрочь перестали. Наступали новые времена…

Но на этом история древнегреческой керамики не закончилась. Все-таки созданные руками эллинов изделия являлись настоящими произведениями высокого искусства: когда в Европе началась эпоха Возрождения, античные амфоры, кратеры и лекифы моментально возникли из вроде бы небытия: разглядев их форму и роспись, все мощно засюсюкали и стали считать увиденное совершенством и вообще эталоном; тут же набежали коллекционеры – и пошло-поехало.

Чуть позже, в классицистическую эпоху, древнегреческую керамику стали использовать в качестве образца для подражания при изготовлении тогдашней керамики: особенно отличился в этом деле знаменитый Джозайя Веджвуд (о нем речь пойдет впереди), который организовал промышленное производство псевдоантичных ваз: в работе с материалом он применял современные ему технологии, однако изобразительные мотивы росписи и формы сосудов копировал с эллинских артефактов. В девятнадцатом веке мотивы древнегреческой вазописи в своем творчестве широко использовали многие известные художники, особенно символисты и прочие французские -исты – к примеру, Моро и его ученик Матисс (правда, они упорно называли эллинскую керамику этрусской, хотя археологи и терпеливо объясняли им разницу). Да и позже, в суетливом двадцатом веке, мода на спокойную величавость античных амфор не пропала: не раз и не два художники и дизайнеры использовали типологические приемы древнегреческих мастеров в своих работах…

Кстати, поговаривают, что дизайн пузатенькой бутылки всем известной американской газировки тоже восходит к форме сосудов Древней Эллады. Так что поглотители ортофосфорных бурых пузырей во всем мире хоть опосредованно и нечувствительно, но все же приобщены к великой культуре древнегреческой керамики

Автор статьи: И. Потапов.

 Керамика ручной работы

Роспись по керамике

Керамика ручной работы

Веджвуд

Контакты