История керамики: черные чайники, радужные тарелки и новое государство

…После кратковременного подъема при короле Чхуннёль-ване в начале XIV века производство селадоновых изделий в государстве Корё постепенно, но неуклонно приходит в упадок, становясь уже не высоким искусством, а китчем. Все больше появляется на небесной селадоновой глазури золота, все больше показной роскоши и нарочитой безвкусицы: монголы, заправлявшие в Корее, понимали красоту по-своему. Нет, неплохие селадоны еще делали, однако совсем немного: вскоре секреты их изготовления как-то подзабылись, и настоящего возрождения этой великой традиции пришлось ждать аж до XX века.

Керамика ручной работы

 

 

 

Корейская керамика

Впрочем, во времена Корё керамисты занимались не только селадоном: в ходу был и белый, «классический» фарфор. Считается, что на Корейском полуострове его производство впервые наладили в государстве Силла, примерно в IX веке, и поначалу это был «протофарфор» – грубоватый и достаточно неказистый. Технология его изготовления пришла, что понятно и вообще традиционно, из Китая, однако корейские гончары довольно быстро свернули с соседского пути и уверенно пошли своей дорогой. В качестве сырья для производства собственного фарфора был выбран местный «фарфоровый камень», во многом схожий по составу с китайским аналогом, но в деталях от него отличавшийся; имелись и специфические моменты в своеобразии обработки керамической массы и подготовки ее к обжигу, в результате чего корейский фарфор получался не совсем уж белоснежным, а оттенка слоновой кости. В эпоху Корё оригинальным стал и декор корейской фарфоровой посуды: гончары решили использовать уже опробованный на селадонах и хорошо зарекомендовавший себя метод инкрустации и заполняли прорезанные контуры узоров либо железистой глиной, дававшей после обжига черный цвет, либо керамической массой на основе селадонового сырья – тогда на белом проступало нежно-зелененькое. Кроме того, изделия покрывали прозрачными высокотемпературными глазурями, и после обжига чашки и кувшины переливались красивым радужным блеском.

У китайцев же, судя по всему, мастера Корё заимствовали и технологию изготовления черной глазурованной керамики тэммоку (тяньму) – во всяком случае, «черная посуда» корейских гончаров XII-XIII веков очень запоминала изделия керамистов, плодотворно работавших в Поднебесной в XI веке. Темно-коричневый или черный цвет тарелок и курильниц достигался в результате добавления в глазурь железистых фракций, а если мастер был совсем уж с фантазией и вдобавок чего-то понимал в химии, то глазурь получалась с красивым голубоватым оттенком. Инкрустация применялась и в данном случае – белая кварцевая глина, с помощью которой на черном фоне чайников, ваз и тарелок эффектно выделялись журавлики, цветочки и облака.

Корёские керамисты умели делать не только прекрасную селадоновую и фарфоровую посуду и всякие там тушечницы и курительницы, но и преуспели в создании предметов мелкой пластики. Весьма интересны произведенные в их мастерских небольшие скульптуры – а чаще просто маленькие фигурки – буддийских божеств и святых, птичек, зверюшек и человечков разного пола и социального происхождения. Подобных штуковин того времени сохранилось совсем немного, и стоят они весьма дорого.

История керамики

 

 

 

 

 

Керамика Кореи

Корейское гончарство в эпоху Корё достигло своего расцвета – как в плане технологии производства, так и в развитии художественного вкуса. Многое из созданного в то время до сих пор остается предметом подражания для современных керамистов и восхищения для знатоков, ценителей, а заодно и профанов в этом деле…

Но к концу существования государства Корё ремесло и искусство пребывало там в упадке. Что, впрочем, понятно: появились дела поважнее – пришло время выгонять монголов. В соседнем Китае это сделали в 1368 году; корейцы посмотрели на тамошнюю свеженькую династию Мин и решили не отставать. Энергичный полководец Ли Сонге сначала надавал по шее обнаглевшим японским пиратам, потом успешно пободался со степняками, выгнал их с полуострова, дальше двинулся на север, но передумал, повернул обратно, связался с подозрительной компанией местных «молодых реформаторов», в результате чего активно занялся всякой ерундой вроде маловразумительных экономических преобразований, а потом и вовсе спихнул с трона законного короля Конъян-вана и основал собственную династию Ли.

Эпоха Корё закончилась: при новом правителе страна стала называться Чосон. Пришло время перемен…

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты