История керамики: эмпириомонизм, кукиш с маслом и пейзане-многостаночники

…Ну так вот: однажды в далекой Корее трудовой народ захотел жить лучше. Тут же нашлись мудрецы, которые обнаружили в себе недюжинные силы для того, чтобы воплотить в жизнь чаяния обездоленных: причем в отличие от своих европейских коллег, которые протирали штаны в швейцарских и французских шалманах, с присвистом сдувая пивную пену и надсадно споря о влиянии на пролетарское движение малодоступных пониманию нормального человека эмпириокритицизма, эмпириомонизма, фидеизма, махизма, а то и вовсе гегельянства, они честно и громко обратились к религиозной составляющей сознания простого корейца.

Керамика ручной работы

Керамика

 

 

История керамики

В свежесозданное религиозное течение тонхак ими было введено понятие «открытия Небес и земли» – кэбёк. Согласно данному постулату, земная история имеет энное количество циклов, наибольшие из них – по пятьдесят тысяч лет. Когда цикл заканчивается, приходит время перестройки (не к ночи будь она помянута), и тогда народ, вооружившись должным количеством энтузиазма, приобретенного путем усердной медитации и тяги к самосовершенствованию, может изменить жизнь общества к лучшему. (Вот так, по-дальневосточному: нафига нам классовая стратификация, производственные и производительные силы. Это пусть пучеглазые западные варвары ломают головы над терминологией научного, туды его в качель, коммунизма, а мы, как говорил их картавый классик, пойдем другим путем).

Воодушевленные данной идейной программой тонхаковцы обратились к правительству с кучей требований – к примеру, они желали наказания коррумпированных чиновников, дележки земли поровну, списания долгов, отмены левых налогов и разрешения вдовам выходить замуж. Обратились сначала вежливо, поскольку их религия не одобряла насилия и человекоубийства: однако потом, когда начальство опять повело себя неправильно, мирные земледельцы и ремесленники вошли в раж и взялись за оружие.

В результате все это дело переросло в натуральную крестьянскую войну (причем не стихийную, а довольно-таки неплохо организованную), которая продолжалась с 1893 по 1895 год. Как указывают историки, за это время пострадало около четырехсот тысяч человек (для Кореи – много: это вам не Китай). Для подавления восстания на территорию Чосона японцы и китайцы ввели свои войска: усмирив корейцев, они сцепились друг с другом, в конце концов развязав полномасштабные боевые действия, которые постепенно были перенесены на территорию Поднебесной. Китай, как и следовало ожидать, войну проиграл: японцы получили Тайвань и хотели много чего еще, но тут вмешались европейцы (в том числе и Россия) и показали им кукиш с маслом. Самураи обиделись и затаили злобу на русских, что привело к войне 1904-05 годов, но это уже другая история.

Подравшись друг с другом, китайцы и японцы на время свалили из Чосона. Корейцы воспрянули духом (тоже временно) и даже объявили себя империей – назло врагам.

Пользуясь передышкой (и надеясь на лучшее), крестьяне и ремесленники с определенным облегчением зарыли топор войны, разбрелись по своим деревням и возвратились к мирным занятиям. Гончары, поскольку время селадонов прошло, принялись снова выделывать черепицу и всякую посуду для хозяйственных нужд. Производством горшков и кувшинов часто занимались не специально обученные керамисты, а граждане, совмещающие несколько профессий: такие вот пейзане-многостаночники. При этом они использовали уроки, полученные от специалистов-черепичников: к примеру, технологии подготовки керамической массы и обжига изделий были примерно одинаковыми. Формовали будущую посуду на традиционном ножном станке, потом покрывали глазурью и обжигали в тех же печах и в том же режиме, что и черепицу, то есть с применением смолистых сосновых поленьев, отчего глазурь получалась темненькой, но достаточно гладкой и симпатичной.

Такие изделия деревенских мастеров не отличались разнообразием: емкости типа ведер для воды, объемистые горшки для варки всякой пищи, простенькая обеденная посуда. Но были и прикольные аутентичные штуковины: к примеру, квадратные бутылки, разрисованные вазочки или сосуды, по форме напоминающие толстенького гуся – яйцевидное тулово и узкое высокое горло. В них наливали масло, которым заправляли фонарь, и вешали у дверей рядом с этим самым фонарем.

Делали корейские гончары и другие забавные вещицы, которые нигде, кроме как на их полуострове, более не встречаются…

Корейская керамика

 

 

Керамика Кореи

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты