История керамики: гармония мира, капризный сёгун и фарфоровая луна

…Многие специалисты считают, что именно во времена Сун китайская керамика достигла самых значительных высот в своем развитии. Гончары из Поднебесной экспериментировали, экспериментировали, да и наэкпериментировали – то есть количество перешло в качество: в изделиях появилась строгая, но исключительно изящная простота; формы сосудов стали легкими, а их стенки – тоненькими и практически прозрачными; по-ярмарочному выпендрежная пестрота росписи и глазурей в основном уступила место уравновешенности негромких по своему звучанию, спокойных и слегка расслабленных тонов… короче, как певал известный российский мастер гитары и заумных текстов, «…гармония мира не знает границ: сейчас мы будем пить чай».

Керамика

 

 

Керамика ручной работы

 

 

 

Керамика древнего Китая

 

Из какой же посуды вкуснее пить чай? Китайцы ответили на этот вопрос со всей прямотой: из хорошей и разнообразной. Разнообразной, но хорошей. Желательно фарфоровой. К примеру, из фарфора «цинци» – его производством, как уже говорилось, прославился град Лунцюань; самый настоящий, что называется, классический селадон – зеленый, самых разных оттенков, от совсем светлых до крайне насыщенных. Лунцюаньские мастера известны, кроме прочего, тем, что активно экспериментировали в технике «кракле» – то есть резко меняли температуру при обжиге изделия, отчего на поверхности сосудов появлялись кракелюры – сеть мелких трещинок: будто бы чашка совсем старенькая; выглядело оригинально и вполне пикантно. (Впрочем, японцы (где-то с пятнадцатого века) пошли еще дальше: как-то раз один сёгун раскокал любимую китайскую чайную посудинку, отослал ее на континент производителю, тот починил, но сёгун остался недоволен и приказал кому-то из своих знакомых мастеров склеить ее заново. Тот, не мудрствуя лукаво, чашку опять расколотил, осколки кое-как соединил, а потом просто замазал трещины смолой с золотой крошкой: правитель пришел в восторг, мода на подобные экзерсисы прижилась, и японцы до сих пор любят битую посуду (причем часто ее курочат специально), где дефекты скрыты под златыми, серебряными, а то и платиновыми (кому что нравится) нашлепками. Сыны Ямато, понимаете ли, таким манером находят гармонию в совершенном несовершенстве мира).

Кстати, о своеобразных японцах (немного забегая вперед – о них разговор позже): во времена Сун у них крайней популярностью пользовалась китайская керамика тэммоку (или тэнмоку, а по-китайски – «тяньму», по названию монастыря, где ее стали делать). Она отличалась очень темным цветом – коричневым или черным, да еще и фактура была не совсем ровной: на поверхности получались «нефтяные пятна». При изготовлении тэммоку использовались глины с большим содержанием железа, которые и придавали посуде подобный мрачноватый оттенок. Но чтобы все получилось по-настоящему красиво – когда черепок либо откровенно глянцевый с жестковатым металлическим отливом, либо загадочно мерцает, – керамист должен быть настоящим мастером: в Китае в течение веков это искусство как-то подзабылось (за ненадобностью?), а вот японцы подучились у соседей с материка, и стали делать не хуже: делают, кстати, до сих пор.

К тэммоку примыкает техника «жиань»: там в керамическую массу подмешивали железистый гематит, отчего после обжига по поверхности изделия растекались рыжеватые ручейки. Глазурь на подобной посуде называли «крыльями ворона», «перьями куропатки» или «заячьим мехом». (Впрочем, и тэммоку определяли подобным образом).

Еще один вид селадона – «южный», Лон Гуань. Процесс изготовления весьма схож с «цинцы», но лонгуаньской продукции были особенности: поскольку местная глина содержала большое количество железа, то после обжига изделия становились красноватыми или коричневатыми. А еще цвет глазури – не классический зелененький, а сине-зеленый: как говорили, «…дымка далеких холмов». Считается, что традиционный Лон Гуань излишне украшать было не принято: скромные лепестки  лотоса – и хватит для углубленно-медитативного поглощения чая.

  Еще один селадон – «инцинцы». Его называли «призрачным»: тонкий, хрупкий, покрытый полупрозрачной глазурью, он стал предшественником «ботайцы», фарфора почти невесомого и какого-то прямо неземного: вот в нем-то как раз удобно ловить свет равнодушно улыбающейся луны и отблески весенних гроз над далекими горами…

Автор статьи: И. Потапов.

Китайская керамика

 

 

Техника жиань керамика

 

Керамические изделия Китая

 

Изделия из глины

Контакты