Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: гладенькие чашечки, двухдисковый агрегат и кони в посудной лавке

…В период Корё зародились и, так сказать, окрепли основные элементы и принципы корейского гончарства, которые стали традиционными и сохранялись практически без изменений аж до XX века. Многое роднило корейских керамистов с их соседями-конкурентами из Японии и Китая – к примеру, привычка обустраивать производственные мастерские рядышком с залежами полезных в работе глин, а также использование местного сырья (хотя японцы, как уже говорилось, поначалу вынужденно довольствовались импортом из Кореи). В технологиях у собратьев по восточноазиатскому региону тоже имелось немало общего – в принципах добычи и подготовки глины, работе над формовочной массой, собственно формовке, отделке поверхностей изделий и так далее – вплоть до окончания технологического процесса.

Керамика ручной работы

История керамики

Имелись и отличия. К примеру, в Китае и в Корее особенное внимание уделяли использованию в работе технических достижений: гончарный круг применялся очень широко, причем не только в примитивном, ручном варианте, но и в более продвинутом ножном. Применение подобных усовершенствований позволяло делать посуду гладенькую, красивенькую и вообще приятную глазу – короче, для эстетов; японцам же, как всегда, этого было мало. Поэтому они предпочитали лепить свои сосуды просто от руки: а как еще в те времена можно было создать изумительно кособокую чашку или восхитительно кривую кружку? Зачем нам какой-то там гончарный круг, не нужен он вовсе: на нем ведь крайне неудобно создавать чудесно неказистые авторские чайные поилки с изысканно неровными краями, столь милые сердцу каждого честного японца…

Правда, когда именно появился данный полезный агрегат в Корее, ученые толком сказать не могут, однако на основании косвенных  данных дружно предполагают, что в корёском гончарстве он уже применялся – и практически не изменился до самых новых времен. Считается, что данное деревянное устройство имело весьма приличные размеры и состояло из двух дисков, хитрым образом соединявшихся с помощью реек или цилиндра. Керамист-умелец, восседая на высокой табуретке, ловко крутил ногами нижний диск, а на верхнем уверенными движениями натруженных ладоней придавал будущему изделию необходимую форму.

Печи, в которых оное изделие доходило до нужной кондиции, были похожи на китайские «драконовые» – их тоже обустраивали на склонах. Такая печка (по-корейски кама) представляла собой десяти-двадцатиметровый тоннель с топочной камерой, которая находилась в начале пути, и могла быть или однокамерной, или многокамерной, с температурой обжига в ней около 1250-1350 градусов по Цельсию. Как и гончарный круг, печь не меняла своего вида в течение лет так примерно тысячи.

 

 

 

Корейская керамика

Чаще всего в этих драконовых крематориях грели себе бока посудины, представляющие собой тип «каменной» керамики – неглазурованной, серенького цвета, с очень крепким черепком. (Впрочем, иногда ее покрывали зеленой свинцовой глазурью, как ранее, в период Объединенной Силла). Такая посуда стоила недорого, была доступна для кошелька и эстетического вкуса простого народа и могла применяться в самых разных сферах корейской жизнедеятельности – в ней хранили и готовили еду, носили воду, ее ставили на стол или, заправив неким горючим материалом, использовали для освещения своего уютного домика-ханока.

Но это была все массовая продукция. А ведь именно на эпоху Корё  приходится зарождение и расцвет производства знаменитого корейского селадона… Однако тут надо заметить, что парадоксальным образом до начала XX столетия он был практически неизвестен. Ученые объясняют данный факт следующим образом: дело в том, говорят они, что выпущенные в мастерских корейских керамистов селадоновые тарелки, чашки, чайники, а также дневные и ночные вазы были хоть и красивыми, но довольно хрупкими, и те предметы, что находились как в частных руках, так и в храмовом владении, постоянно норовили разбиться. Активно этому помогали иноземные незваные гости – в первую очередь, натурально, вездесущие и плюющие на сохранность чужого добра монголо-татары…

Автор статьи: И. Потапов.