История керамики: гносеология, приход Бодхидхармы и три цвета саньцая

…Ну так вот: период (кстати, достаточно длительный – четыре века) относительного благополучия у китайцев при династии Хань закончился, и на смену праздникам пришли суровые будни, – которые, как и следовало ожидать, продолжались тоже весьма долго – опять четыре столетия (судя по всему, у абстрактных бытийных зебр в Срединной империи очень широкие полоски). В это время дети Поднебесной активно безобразничали: с угрюмым энтузиазмом чистили друг другу лица, разоряли сельхозугодья, разрушали города, забывали ремесла и вообще дичали; более всего в почете были не почтенные чиновники, дородные купчины и сытые крестьяне, а оболтусы с большой дороги, – нечто среднее между европейскими безземельными рыцарями и японскими бесхозными самураями: разъезжает такой вот гражданин по обезлюдевшей полуголодной стране, и машет мечом направо и налево – то ли в борьбе за правое дело, то ли просто так, от большого ума и не меньшей удали. За их молодецкой возней с печальной полуулыбкой наблюдали буддийские мудрецы, которые впервые в значительных количествах появились в Китае именно в то время; их взгляд на мир отличался местным колоритом: все вокруг – иллюзия, понятия – нереальны, любую мысль воспринять невозможно, каждое усилие тщетно, а потому изменить ничего нельзя и вообще катись оно все куда подальше.

Керамика

Керамика ручной работы

 

Керамика ручной работы

Само собой, в подобной ситуации различные нужные умения (в том числе и искусство керамики – а о нем мы говорим постоянно, если кто не заметил) подзабылись и постепенно пришли в совершенный упадок. Впрочем, именно «постепенно»: нарядности изрядно поубавилось, разноцветности – тоже, «протофарфор» делать перестали, зато увлеклись «зеленой керамикой» (почти что селадон): в этой технике делали почти всю посуду, а еще, как и раньше, всякие штучки, которые необходимы усопшим в их нелегком путешествии неведомо куда: статуэтки, модельки жилых и подсобных строений и прочие важные вещи. Кувшины и чайники зачастую имели зооморфную форму (дракон там или птица какая), расписывать керамику практически перестали, что, судя по всему, соответствовало общему унылому настроению.

Однако китайцы в конце концов взбодрились, собрались с мыслями, затеяли в своей стране фундаментальную гносеологическую (пришел свежий буддист Бодхидхарма и тяжелым кулаком стал объяснять сущность дзэн) и государственную (укротили и поставили на цареву службу кочевников) перестройку и основали известную своим имперским блеском династию Тан (618 – 907 гг.). В это время они увлеченно завоевывали новые территории, пили вино (винограда к тому времени стало вдосталь), катались на лошадях и играли на них в поло, изобретали всякую всячину (к примеру, порох, механические часы или бумагу: как для первых банкнот, так и новинку – пипифакс), писали шикарные стихи и ваяли красивую керамику. В эпоху Тан стали делать изделия в так называемой технике саньцай (иногда пишут «санкай»): считается, что подобная керамика имеет три цвета глазури, хотя, если присмотреться, количество оттенков гораздо больше.

Саньцай делали по-разному, добавляя в глазурь окислы марганца, железа (но немного) или меди. Керамика обжигалась при достаточно высокой температуре (до 1200 градусов и выше): глазурь в таких условиях начинала как бы растекаться по изделию; цвета расплывались и смешивались, и на выходе получалось что-то такое акварельно-импрессионистское, или даже вовсе абстрактное, но все равно жизнерадостное. (Для пущего цветового эффекта мастера могли дополнительно расписать сосуд или статуэтку, или же добавляли в глазурь страшно дорогой кобальт, который давал очень красивый серо-голубой оттенок). Китайский саньцай был очень популярен на Ближнем Востоке и в Европе, куда его везли по «великому шелковому пути», однако в самом Китае его постепенно перестали делать: то ли надоело, то ли еще что. Впрочем, эта техника не пропала насовсем: подражатели нашлись и на брегах Средиземного моря, и в Центральной Азии, да и в самом Китае – в наше время (не в плане технологии, конечно, а в качестве сувенирной продукции: смотрится достойно).

Кроме «трехцветного» саньцая, в танскую эпоху популярностью пользовалась оригинальная двухцветная керамика «хуаю-тао»: на изделие наносили черное (или какое-либо иное темноватое) покрытие, а поверх него автор щедрою рукою разбрызгивал (в произвольном порядке и количестве) глазурь более светлого цвета (к примеру, голубоватого). Потом посуду (или будущее произведение искусства) ставили в очень горячую печку – и вуаля! Вот вам, ценители: эффектно камуфлированный лиловыми глазами по всему своему телу черный, к примеру, конь…

Автор статьи И. Потапов.

Керамика Китая

Керамика Китая

 

Керамика ручной работы

 

Контакты