История керамики: государево добро, большая печка и каждому китайцу по чашке

…Правители династии Тан официально признали гончарное дело одной из наиболее важных отраслей ремесленного производства Поднебесной: отныне керамика приобрела в буквальном смысле государственное значение. Молодые керамисты обучались за госсчет, после чего обязаны были работать на государственной же службе – не в кустарных мастерских, а на достаточно крупных предприятиях, насчитывающих по нескольку сотен работников, чья деятельность контролировалась назначенными императором чиновниками, а доход шел прямиком в казну. При этом мастера, контролировавшие наиболее ответственные процессы, сдавали соответствующие экзамены на допуск, а ежели где-то что-то портачили, то получали по шапке – вплоть до срочного и безусловного увольнения из рядов живущих на белом свете: все потому, что изделия лучших мастерских считались национальным достоянием – то есть, в понимании того времени, императорским добром.

Керамика

 

Древний Китай

 

 

Керамика ручной работы

 

Одним из основных факторов, способствовавших подобной немилосердной постановке вопроса, явилось начало массового изготовления фарфора.

Как уже говорилось, китайцы экспериментировали с «фарфоровым камнем» уже давно. После эпохи Хань эти эксперименты ввиду излишней занятости всякой ерундой вроде междоусобиц, отбрыкивания от кочевников и занятий практическим солипсизмом как-то подзабыли, а вот таньцы принялись за дело всерьез.

Вся суть фарфоровой керамики – в особенностях керамической массы и в технологии изготовления. Обязательно добавление в каолиновую глину «фарфорового камня» – хитрой и довольно редкой породы: обычно это смесь белой слюды и полевого шпата с повышенным содержанием окиси кремния, что значительно уменьшает пластичность изделия – конечно, если все смешать в нужных пропорциях (а эти секреты тщательно скрываются и передаются китайскими керамистами шепотом из поколение в поколение). Своими же каолиновыми глинами, в составе которых почти нет красящих окислов железа, напомним, Китай знаменит на весь мир: именно на территории Поднебесной находятся, с позволения сказать, стратегические их запасы.

Кроме того, при изготовлении фарфора все изначальные компоненты подвергаются исключительно тщательной очистке, иначе фарфор просто не будет белым, что так ценится (если имеются примеси, черепок получится не столь восторгающе белоснежным). Особенную важность при обжиге фарфоровых изделий имеет высокая температура: не менее 1350 градусов по Цельсию, иначе не состоится того изменения изначальной структуры керамического сырья, которое – из-за наличия в каолиновых глинах кремния, – в конечном результате превращается в полупрозрачную, стекловидную, совершенно водонепроницаемую, плотную, тонкую, звенящую чашечку или вазу.

Понятное дело, что в банальной печке такую температуру получить сложно, а посему китайцы и тут проявили свои способности к изобретательству – а заодно и склонность к гигантомании: у них ведь как – коли крепостную стенку строить, так Великую, на семь тысяч верст (некоторые даже считают, что на все двадцать), если канал копать – так тоже Великий, на две тысячи километров (при этом рыть чуть ли не детскими совочками). Вот и печку раз уж делать, то здоровенную. Результатом очередного мозгового штурма китайских кулибиных стала так называемая «драконовая» печь (лун-яо) – натуральный такой кирпично-глиняный тоннель метров пятидесяти в длину… точнее, в высоту, поскольку эта штуковина шла снизу вверх по склону горы (ну, или хотя бы холма). Внизу находилась топка (топочная камера) – опять-таки понятно каких габаритов, раз она могла поддерживать ранее упомянутую высокую температуру на протяжении всех этих десятков печных метров.

Впрочем, поэкспериментировав с подобной штуковиной, мастера признали, что очень качественный фарфор тут не сильно получается: все-таки сложно поддерживать ровную температуру во всем объеме такой печи. Однако подобные замечательные агрегаты продолжали служить верой и правдой не одну сотню лет: ведь в них можно одновременно загрузить сто-олько посуды для обжига, что, если уж процесс пошел, то каждому китайцу хватит по чашке и кувшину наверняка. Во всяком случае, при раскопках таких печей любознательные археологи (а как же без них) находят буквально миллионы осколков различных керамических изделий…

Автор статьи: И. Потапов

Керамика Китая

Керамика ручной работы

Китайские керамисты

Контакты