Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: громкое греческое слово, хитромудрый Одиссей и могучий анимал

…Итак, с Востока к древнегреческим керамистам прискакал на горячем коне стиль под названием «ориетализующий»…

 Керамика

Керамика ручной работы

Древнегреческая керамика

Первым делом скакун заявился в Коринф: это случилось в конце восьмого века до н.э. Город порадовался, что стал знатным центром инновационного направления в гончарно-керамическо-расписном вопросе и доминировал в этом сегменте рынка добрую сотню лет. Какой-то умный коринфянин смотрел-смотрел на шикарные восточные узорчатые ткани, покрытые изображениями диковинных представителей животного и растительного мира, и однажды проорал известное всему миру греческое слово «Эврика!». И действительно, к тому времени однообразные зигзаги, треугольнички и свастики на сосудах геометрического периода всем уже изрядно поднадоели; отчего же в росписи не использовать оригинальные экзотические мотивы? Суровым грекам очень понравились фантазии ближневосточных мастеров, и они стали старательно переносить их на свои горшки, амфоры и всякие прочие кратеры, которые пользовались бешеной популярностью среди облаченных в хитоны покупателей. А потом вышло так, что в начале седьмого века до Р.Х. в деле древнегреческого керамического производства, а конкретно в вазописи, произошел самый натуральный прорыв: именно тогда в недрах гончарных мастерских Коринфа зародилась техника так называемой чернофигурной керамики.

Для производства сосудов в этом стиле следовало изделие сначала слепить на гончарном круге, затем его высушить, а потом расписать шликером (у древних так называлась жидкая подкрашенная глина). Сначала шликер наносили на поверхность посудины (чуть ли не пальцем), а потом прорабатывали – белой и красной красками на минеральной основе. Затем полуготовое изделие начинали долго и нудно обжигать, и в результате получалась красивая ваза (то есть лекиф, амфора, пелика, килик или эта, как ее… ойнохоя). После обжига сам сосуд получался красноватого цвета, а шликер со всею росписью – впечатляюще матово-черным.

Сюжетно роспись была разнообразной: животные, беготня на стадионах, гонки на колесницах. Пьянки на пирах. Истории из жизни богов, конечно. И приключения героев: к примеру, Геракл там во всей красе, или тусовка возле Трои – с побоищами, погребальными кострами, капризным Ахиллесом и хитроумным Одиссеем.

В то время мастера-керамисты наконец-то начали ставить на своих работах копирайт. Старейшим из подписанных изделий считается амфора, сделанная в седьмом веке до н.э. неким Аристонофом (или Аристонотом). (Сюжет незамысловат: упомянутый выше многохитрый Одиссей с ватагой удалых подельников ковыряется здоровенной жердиной в единственном глазу у нехорошего циклопа Полифема, который швырялся целыми скалами в проходящие мимо его острова корабли, приставал к женщинам различного происхождения и социального статуса и вообще жрал человеческое мясо. Впрочем, сюжет на тему ослепления оного злодея был весьма популярен у греческих мастеров – и не только у них). Из коринфских мастеров свои вазы частенько подписывали некие Тимонидад и Харес.

Искусство росписи постоянно совершенствовалось – в чисто художественном смысле. Фигуры становятся более реалистичными, сюжеты – более сложными: это уже не творение первоклашки на вечную тему «Мама, папа, я – спортивная семья», а эпические полотна (хоть и довольно маленькие). Тут тебе и композиция, и перспектива, и вообще все весьма умело. Миниатюрная керамика расписана причудливо и плотно – этакий перепев восточных растительно-животных (опять-таки) мотивов; ориентализующий стиль пока что прочно удерживал свои позиции: расцвет чернофигурной керамики был еще впереди.

Чтобы создать действительно эпическое полотно (ну, пусть в некотором смысле), коринфские керамисты стали увеличивать размеры сосудов. Захотелось специалисту по ориентализирующей росписи изваять, к примеру, быка, близкого по размерам к настоящему, – он и лепит не амфору, но амфорищу. (Не путать с амфориской – та как раз поменьше). И любовно шлепает шликер на глину, передавая все анатомические подробности туши могучего анимала…

Но грекам все эти разнообразные животины на вазах уже порядком приелись. А коринфяне, пока не видя окрест достойных конкурентов, продолжали почивать на лаврах…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика Древней Греции

Керамика ручной работы

Древнегреческая керамика