Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: искаженная каракка, буйный Уайнапутина и хайркодные косички

…Фарфор периода династии Мин, столь милый сердцу дорвавшихся до его красоты европейцев, имел немало разновидностей. Ду-цай (подглазурный кобальт и тонкая роспись в теплых тонах поверху) отличался тщательной прорисовкой линий и гармонией цветовой гаммы: сюжеты – всякие хвостатые драконы, зубастые зверюшки, парящие птички, а также листики-цветочки в различных вариантах; на больших вазах могли изваять и целый пейзаж. (Но дело не в размерах: маленькая чашка (с красным петухом на боку) этого стиля и того времени была намедни продана китайцу-олигарху за $ 36 млн). Ву-цай грубее, кроме того, в росписи присутствует чернота и темно-коричневость: название – «пятицветие». Еще был бело-голубой чжен-де: тарелки и блюда, расписанные флористическими объектами.

 Керамика

Керамика ручной работы

Керамика Китая

Керамика империи Цин

Тонкостенный фарфор цинбай покрывался голубой или зеленой глазурью.

На белую основу джиа-джина наносили сначала лиловое подглазурное покрытие, потом декорировали многоцветьем и покрывали голубоватой глазурью. Подобную керамику в больших количествах гнали на экспорт, а посему в росписи имелись сюжеты, близкие пониманию арабов и европейцев.

Ну, и самая известная к западу от Поднебесной разновидность фарфора – краак. Этот почти исключительно экспортный товар и называется-то не по-китайски: искаженное производное от «каракка» – тип торговых (в основном) судов, активно бороздивших в XVI-XVII веках океанские просторы, на которых в Европу вывозились тонны этой керамики, похожей по стилю на джиа-джин.

…К концу эпохи Мин китайцы, в силу полюбляемой (словечко из творчества Л. Н. Толстого) ими тысячелетней традиции выдохлись, устали и начали морально и государственно разлагаться. Такое ощущение, что основной – бэзик, так сказать, – инстинкт человека – это жадность: ничто перед нею не устоит. Китай – яркий тому пример: императорские чиновники, коммунисты, капиталисты брали, берут и будут брать, хоть тресни (в смысле хоть пили деревянной пилой, хоть сажай на ведро с крысой, хоть публично расстреливай, как в наши дни). В начале XVII века к последствиям так называемого «малого ледникового периода» (к примеру, в 1600 году от души шандарахнул вулкан Уайнапутина, выкинув в атмосферу кучу всякой пакости, и на планете резко похолодало: ученые (не только британские) считают, что в силу последовавшего за данным происшествием неурожая и голода случилось много социальных потрясений: вспомнить хотя бы Смутное время в России) в рамках бытия Минской империи добавились обнищание, люмпенизация и бандитизация населения, а также полное разложение госаппарата: императоры наплевательски относились к своим обязанностям, отдав бразды правления родственникам и евнухам, которые обирали обывателей как могли. Коррупция разъела Минскую империю до основанья, а затем… затем пришла беда, откуда не ждали: соседи по региону, манчжуры, потомки правивших когда-то в Китае чжурчженей, решили подчинить себе Поднебесную. Ну и, как водится, подчинили. Образовалась очередная (последняя по счету на сегодняшний день) империя – Цин (1644 – 1912).

В принципе, сами китайцы не сильно-то сопротивлялись наглым захватчикам: помимо жадности, у человека все же крайне сильна жажда «сильной руки». (Гитлер как аватара архетипического диктатора гносеологически просек этот момент, рассуждая о  «женственности человеческих масс»). Обитателям Срединной (ну, или точнее, Центральной) империи до смерти надоело разгильдяйство предыдущих правителей, поэтому они достаточно благосклонно приняли новых хозяев, которые сумели – после устранения некоторых разногласий (типа споров по поводу причесок: манчжуры помимо дресс-кода ввели еще и хайр-код, приказав всем мужчинам брить полголовы, а из остатков растительности плести знаменитую косичку) – относительно быстро навести в стране более или менее приемлемый порядок. Нас, конечно же, интересует, как там обстояли дела с керамикой; так вот: уже при Канси, четвертом цинском императоре, на полную мощность заработал (до этого в очередной раз основательно разрушенный) Цзиньдэчжэнь, который стал основным центром производства керамики (прежде всего, разумеется, фарфора).

Впрочем, типологически фарфор эпохи Цин в основном различается не по месту изготовления, а по временному периоду. К примеру, период правления того же Канси (1661 – 1722), который считался «золотым веком» цинского Китая: в это время огромную популярность получает фарфор так называемого «Зеленого семейства»…

Автор статьи: И. Потапов.

 Фарфор цинбай

китайский фарфор

Керамика эпохи Мин