История керамики: китайские Канны, просяной самогон и ёмкое слово «цы»

…Итак, в Китае на смену суровым циньцам пришли более веселые и открытые граждане – подданные императорской династии Хань (206 год до н.э. – 220  уже нашей эры).

 

Керамика ручной работы

 

Керамика древнего Китая

 

 

Керамика

 

(Вообще-то, конечно, у китайцев жизнь во все времена была тяжелой, и в бытовом отношении ценность человека, как индивидуума, постоянно стремилась к нулю: к примеру, уже упоминавшийся Бай Ци в 260 году до Р.Х. запросто четыреста тысяч человек живьем зарыл (а всего, кстати, в той битве при Чанпине с обеих сторон погибло около семисот тысяч человек: восточные Канны по людским потерям превзошли западные, случившиеся спустя полвека, в пятнадцать раз), а уж если междоусобица… Вон, уже в XIX веке две гражданские войны случились почти одновременно – в Штатах (1860-1864) и Поднебесной (1850-1864): янки с конфедератами с помощью новейших технологий, пушек, митральез-пулеметов, винчестеров и всяких там прочих разных кольтов остервенело накрошили друг друга на шестьсот тысяч народу, а вежливые китайцы – восставшие тайпины и правительственные войска, – укокошили двадцать пять-тридцать миллионов соотечественников, причем почти исключительно холодным оружием, дубинами да голыми руками. По сравнению с такими эксцессами ханьские времена выглядели вполне так ничего).

«Жить стало лучше, жить стало веселее!» – провозгласили новые лидеры нации и действительно начали кое-что делать для обитателей Поднебесной (ну, хотя бы поначалу): упорядочили систему налогов (в сторону их снижения), продолжили массовое строительство (начатое при Шихуан-ди), создали стратегические запасы всякой еды (госамбары ломились от риса и проса, из которого мандарины-чиновники на радость публике монопольно гнали высококачественный самогон: винограда, и, соответственно, производимых из него вин в Китае тогда еще не знали), расшугали местных романтиков с большой дороги и совершили ряд победоносных наездов на соседей по региону (после чего народ остался доволен и морально, и материально). Ободренные таким образом подданные Сына Неба стали жить, что называется, на всю катушку: конечно, более всего оттопыривались обеспеченные (которые, к примеру, выписывали с Запада средиземноморские вина или центральноазиатских лошадей со статусом, сопоставимым с каким-нибудь нынешним «бугатти»: до эпохи Хань в Поднебесной имелись только невзрачные гривастые корявки, продуцированные местным конеВАЗом), но и обладатели более тощих кошельков тоже пытались соответствовать. Поэтому спрос на предметы роскоши – или хотя бы на просто красивые вещи – был весьма велик.

А с чего начинается красота (или хотя бы красивость) в быту? Да пусть хоть с посуды, то есть с керамики. Ханьцы любили керамику нарядную, изящную; как уже говорилось, сосуды они делали «под бронзу», а еще свои изделия они расписывали. В основном, правда, расписные изделия имели отношение ко всяким культовым обрядам (свадьба там или похороны: в захоронениях того времени полным-полно изысканно украшенной керамики – белый ангоб, красная и черная краски, все уверенно, элегантно, чрезвычайно умело и вообще относится к высокому искусству). Еще из керамики в большом ходу были изразцы – в основном монохромные – и различные, не очень большие по размерам, фигурки, часто составлявшие целые скульптурные группы, по которым, кстати, можно составить достаточно полное мнение о том, как в те времена жили да не тужили древние китайцы: судя по всему, они весьма уважали вкусно поесть, отменно попить (ничуть не меньше современных им обитателей Эллады: правда, как уже упоминалось, дули за столом самогон, а не разбавленное вино) да поглазеть на всяких акробатов и танцовщиц. Ну и, конечно, имелись керамические лошадки, дракончики и всякая другая живность.

Еще именно к ханьским временам относят начало промышленного производства фарфора. Относят в основном собственно китайские исследователи и специалисты: здесь, очевидно, налицо определенная терминологическая путаница. Дело в том, что по-китайски все керамические изделия, произведенные из каолиновых глин (в том числе и фарфор), обозначены как «цы». А у европейцев более строгая дифференциация: раз речь идет о фарфоре – значит, вынь да положь именно изделие с тонюсеньким полупрозрачным черепком, все же остальное есть нечто «фарфоровидное» или «протофарфорное».

Тут надо сказать, что принципиальное отличие фарфора от иной керамики состоит в наличии в составе каолиновой глины для изготовления первого так называемого «фарфорового камня». Его-то и стали добавлять – сначала в качестве эксперимента – именно ханьские мастера. Но – их веселый век под конец стал совсем невеселым: империя под воздействием «центробежных сил» стала разваливаться, обитатели Поднебесной в очередной раз массово передрались между собой, и – опять-таки – наступили новые времена, что привело к новому изменению как личных, так и общественных эстетических вкусов…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Керамика эпохи Хань

Керамика Китая

 

Ханьская керамика

Керамика Китая

Контакты