Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: китайский Прометей, керамические гробы и подгоревшая сковорода

…Итак, с керамикой Египта и Древней Эллады мы, в принципе, разобрались: пора, наверное, на время отвести взгляд от красот Средиземноморья и посмотреть подальше  на восток.

 Керамика

Керамика ручной работы

Керамика Китая

Керамика Древнего Китая

Начнем, пожалуй, с Китая: как известно, согласно прочно установившимся мнениям, основанным как на уходящих в прошлое, там и свежевыдуманных легендах, именно тамошние (хоть и жидкобородые, но уж-жасно просвещенные) мудрецы первыми на планете изобрели бумагу, порох, банкноты, компас, крепкий алкоголь и так далее. Небось, и в керамическом производстве они были в авангарде? В принципе, – да; хотя бы два момента: пресловутый гончарный круг китайцы сделали примерно одновременно с египтянами и обитателями Месопотамии, а еще им принадлежит приоритет в изготовлении такой замечательной штуки, как фарфор.

Кстати, о легендах, или Кто в Китае додумался до керамики. Согласно некоторым авторам-летописцам (или баснописцам, это уж как угодно), первым жителей Поднебесной обучил делать что-то полезное из обожженной глины некий Шэнь-нун, «Божественный земледелец», и случилось это давным-давно, лет так пять тысяч тому назад. (Был такой хайльбрингер, культурный герой типа Прометея: научил народ пахать землю, сеять-веять злаки, заваривать чай, потреблять лекарства, а чтобы было куда класть сельхозпродукцию и откуда пить здоровые напитки, изобрел заодно и посуду. Впрочем, быть может, и не он это был вовсе: в качестве первокерамиста упоминаются и другие мифологические персонажи).

Так или иначе, сегодня древнейшую керамику, найденную на территории Китая, относят примерно к одиннадцатому-девятому тысячелетиям до Р.Х. (Видимо, китайский Прометей все же опоздал со своим эксклюзивным предложением). Это был самый что ни на есть примитив – плошка и плошка, размял кусок глины и сунул в костер. Через четыре тысячи лет появляется что-то посерьезнее: нечто определенной формы и с проколупанной то ли ногтем, то ли щепочкой не совсем внятной картинкой из пары штрихов. Что за картинка? А Конфуций его знает: может, сакральный символ, может, метка типа как сейчас на кухонных жестянках – тут чай, тут соль, тут какое-нибудь сорго. Еще через тысячу лет (культура Яншао) керамику стали обжигать не на открытом воздухе, а в печах, и расписывать – красным, желтым, черным, зеленым; как и везде, поначалу в моде был орнамент: волны, зигзаги, кружочки, треугольнички, стилизованные зверюшки и прочее робкое приобщение к тому самому сакральному и вообще вечному – с местным, натурально, колоритом. В это время появляются типы керамических сосудов, которые в тех местах остаются актуальными и до сих пор – китайцы, как известно, в своих эстетических предпочтениях исключительно консервативны. По назначению изделия были сходны со средиземноморскими (тарелки – для еды, кружки – для питья, кувшины – для хранения чего-то булькающего), за исключением, пожалуй, сосудов «динь» на трех ножках (чтобы было удобнее разогревать еду на огне) да еще керамических гробов: вот такая вот дальневосточная экзотика.

Позже, во втором тысячелетии до нашей эры, в Китае керамику расписывать практически перестали: на смену Яншао пришла культура Луншань (как бы не перепутать…), она же «культура черной керамики». Тут уже вовсю использовался гончарный круг и усовершенствованные печи, дающие более высокую температуру обжига. Керамические изделия имели очень тонкие стенки (у некоторых чуть ли не в пару миллиметров толщиной) и были действительно совсем черными. По поводу такого цвета многоуважаемые ученые принялись, как всегда, с жаром в очах и со слюною на губах неустанно (ну еще бы им уставать – это ж не мешки ворочать) спорить: как это, мол, так красиво получилось? Теории выдвигались одна другой краше: к примеру, дескать, перед обжигом древние мастера посуду окунали в масло, и она становилась похожа на подгоревшую у нерадивой хозяйки сковородку. Или типа вот годами и десятилетиями варили-варили в этой самой посуде всякие жирные вкусности, вот она и запачкалась, да так, что не отмоешь. (На наивные вопросы вроде «а зачем и как чего-то в бокале или тарелке варить?» ответом было лишь досадливое шевеление бровями). В конце концов товарищи ученые пришли к выводу, что керамику во время обжига просто-напросто коптили – побольше дров, побольше дыма, и жди, пока красота себя не проявит.

Но мысль древних китайцев не стояла на месте, и вскорости они подбросили ученым мужам современности новую загадку…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика ручной работы Керамическая посуда

Керамика ручной работы

Древний Китай керамика

Керамика ручной работы