Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: кокетливый пастух, первый император и его керамические солдаты

…Итак, китайские мастера керамики эпохи Чжоу первыми изобрели селадоновые глазури, ставшие знаменитыми в более позднее время (о них мы еще не раз поговорим).

 

Керамика

 

Керамика ручной работы

 

 

Селадоновая керамика

 

Эпоха Чжоу керамика

 

Керамика Китая

 

Что же такое этот самый знаменитый селадон? Так принято называть керамические изделия, покрытые глазурью зеленоватого цвета, а также сам этот цвет. (Относительно происхождения определения «селадон» – а оно появилось в Европе уже в Новое Время и к Китаю никакого отношения не имеет – есть разные мнения: к примеру, считается, что это либо искаженное имя султана Саладина – он же Салах-ад-Дин, – который не то насобирал коллекцию такой керамики, не то кому-то что-то такое подарил, – либо имеется в виду Селадон – литературный персонаж, герой прециозного пасторального романа «Астрея», крайне раскрученного бестселлера XVII века: пастух-разгильдяй, в основном занимающийся не своими прямыми обязанностями, а то и дело закатывающий томно глаза и без толку всхлипывающий по поводу своей возлюбленной, он обожал привнести в свои одежды нотки бледно-зеленого цвета). Принято думать, что мастера керамики Чжоу постарались сымитировать цвет нефрита – если можно так выразиться, китайского национального камня. Для получения глазури такого оттенка требовалось наличие в глине оксидов железа и титана: кроме того, китайцы использовали золу тростника особого местного вида. Ну, о селадоновой керамике подробнее поговорим позже: чжоусцы лишь изобрели ее, до настоящего признания и огромной популярности было еще очень далеко.

На смену эпохе Чжоу пришло время династии Цинь. Тогда в Китае главным начальником стал Цинь Шихуан-ди – первый общенациональный и полноценный, так сказать, император (до этого были ваны – полу-князья, полу-царьки), объединивший (пусть и на короткий срок) всю Поднебесную под своим чутким руководством. При нем вовсю расцвело искусство керамики строительной. Китайцы стали делать черепицу – а ведь это тоже керамика – самых разнообразных видов и форм: цилиндрическую, плоскую, ровную, кривую, фигурную, какую угодно. Император любил возводить (ну, не сам, конечно) всякие разные дворцы: особо известен дворцовый комплекс Афангун. От него остались одни обломки, но и по ним можно было судить о великолепии керамической орнаментальной узорчатой отделки. (Сейчас Афангун на потеху туристам отстроили заново).

Еще китайцам в те времена очень полюбилась керамическая скульптура. Начали с рельефов на вазах и прочих сосудах, потом стали делать статуэтки, маленькие глиняные домики и кораблики (часто эти штуки имели культовый характер – в могилку положить или еще что), но апофеозом подобного творчества (из того, что пока что накопали археологи-тумрайдеры) стало создание Терракотовой Армии.

Тот самый легендарный Цинь Шихуан-ди был гражданином предусмотрительным и стал задумываться о своем загробном бытии еще в бытность свою подростком: в тринадцать лет, едва взобравшись на трон, он тут же повелел соорудить персональную гробницу. Возводили ее, согласно преданию, тридцать восемь лет: по свидетельствам современников, на стройке века трудилось семьсот тысяч человек. (Впрочем, еще больше местных арбайтеров – до миллиона – Цинь Шихуан-ди ангажировал для начала строительства Великой китайской стены: именно при нем отдельные стеночки, сиротливо торчавшие по разным окраинам Поднебесной, стали соединяться, наращиваться, удлиняться и превращаться во всем известное монструозное сооружение из десяти (а по другим данным – и всех двадцати) тысяч верст кирпича и камня – кстати говоря, совершенно бесполезное с точки зрения самих китайцев). Ну так вот: лояльные подданные из числа трудового крестьянства оборудовали для своего обожаемого правителя достойное посмертное лежбище, а не менее уважающие императора керамисты наваяли для него целую армию терракотовых (терракота – обожженная неглазурованная глина) бойцов.

Гигантскую казарму, полную глиняных истуканов, раскопали случайно и совсем недавно – в 1974 году. Местные пейзане рыли какой-то колодец, и вдруг бац – непонятная окаменевшая свирепая харя, потом еще и еще… Пейзане сообразили, что неподалеку находится могила великого и ужасного объединителя Поднебесной (кстати говоря, до сих пор не раскопанная), страшно перепугались (мало ли что… а ну как САМ вылезет из-под земли: китайцы в вопросах отношений с загробным миром чертовски суеверны) и бросились врассыпную. Тут же прибежали менее пугливые ученые и аккуратно извлекли на свет божий примерно восемь тысяч (на сегодняшний момент) керамических солдатиков – каждый примерно 180 сантиметров роста и 130 кг веса – и принялись внимательно их изучать…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Керамика Древнего Китая

 

 

Эпоха Чжоу

 

 

Керамика ручной работы

 

 

Глиняные истуканы Китая