Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: корпулентные венеры, добрые дзёмонцы и Дарт Вейдер сотоварищи

…Итак, дзёмонские гончары не только делали посуду, но и активно самовыражались как скульпторы. Они не были слишком уж оригинальны в своих художественных пристрастиях. Кого древние обитатели островов Японского архипелага слепили первым делом? – правильно, очередную бабу (ну, пусть женщину), то есть «неолитическую Венеру». В тех же формах и пропорциях, что и их коллеги по всей планете – то есть изваянные дамы имели, как лаконично говорят исследователи, «ярко выраженные вторичные половые признаки». За «венерами» последовали всякие прочие существа, и назывались все керамические фигурки подобного вида «догу». Размером они были от трех до тридцати сантиметров и практически всегда покрывались «веревочным» или резным орнаментом.

Керамика ручной работы

Японская керамика

Керамика Японии

Надо сказать, что дзёмонцы лепили своих догу увлеченно и в больших количествах (на сегодняшний день археологи накопали около пятнадцати тысяч фигурок). Причем «венер» они делали в основном по первости, а дальше творческая фантазия ваятелей-новаторов отправилась куда-то в заоблачные выси: на свет божий появились керамические существа, весьма похожие на людей, похожие слегка и не похожие вовсе – то есть немножко антропоморфные граждане в одеяниях а-ля тактическая броня спейсмаринс из гвардии какого-то космического узурпатора или в чем-то смахивающем на полевые комбезы членов шайки бандюг, орудующих на окраинах «гэлэкси фар, фар эвэй».

Однако не стоит зацикливаться на гипотезах некоторых быстрых разумом ученых по поводу того, будто по Древней Японии некогда шастали компатриоты Дарта Вейдера, чьи портреты нам в наследство оставили потрясенные встречей с инопланетянами дзёмонцы. Те исследователи, что рассуждают потрезвее, считают, что фигурки имели значение культовое – даже скорее магическое: как куклы вуду, например. Многие из найденных догу не имеют каких-то частей тела – ручки там или ножки; некоторые японские специалисты полагают, что это связано с лечебной магией: заболела у человека конечность – оторвали у его глиняного аналога такую же, и боль прошла. (Хотя логичнее было бы предположить, что дело обстояло как раз наоборот: сварганил керамическую аватарку врага – и оборвал у нее все подряд, пусть изуродованный негодяй корчится в агонии. Впрочем, возможно, дзёмонцы были не в пример менее кровожадными, нежели пришедшие им на смену самураи).

Еще есть мнение, что догу служили амулетами, с помощью которых устанавливалась прямая связь с высшими силами по поводу сохранения комфортного природного баланса – ну там чтобы дождик шел в нужное время и в нужных количествах, а не абы как, или чтобы вулкан не сильно извергался. Так или иначе, археологи находят догу постоянно – причем как в местах погребений, так и в жилищах.

Примерно в третьем веке до нашей эры (хотя кто-то говорит, что гораздо раньше) на смену культуре Дзёмон приходит культура Яёй. Большинство историков считает, что это связано с массовой миграцией с континента  – то есть из Китая и Кореи; действительно, дзёмонцы и представители народа Яёй отличаются антропологически: полагают, что последние и являются настоящими предками современных японцев. Пришельцы с материка начали активно сеять рис, использовать бронзу и железо, разводить домашнюю скотину – то есть стали культурно и социально развиваться. (Правда, китайцы еще много веков смотрели на них как на дремучих дикарей, презрительно японцев называя «людьми ва», то есть карликами).

В производстве керамики тоже произошли серьезные изменения: появился прообраз гончарного круга, изделия стали симметричнее, их формы – разнообразнее, а стенки сосудов – заметно тоньше. Поверхность посуды тщательно обрабатывалась; качество готовой продукции предполагает обжиг не на костре, а в печи, хотя до сих пор ни одной из печей того периода не найдено.

Помимо посуды и культовых статуэток, племена Яёй нашли и новое применение изделиям из глины: в моду вошли здоровенные керамические гробы, куда покойника помещали в скрюченном состоянии (деликатное определение – «поза спящего»). Но куда экзотичнее были захоронения (и керамика, в них находившаяся) эпохи, пришедшей в четвертом веке нашей эры на смену Яёй – культуры Кофун…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика в Японии

Японская керамика

Керамика ручной работы