Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: красивые черные зубы, самый главный генерал и предательские вежды

…В конце XII века в исторических судьбах Страны Восходящего Солнца произошли очередные серьезные изменения: строго говоря, ушла в прошлое Древняя Япония и на острова пришло Средневековье.

 

Керамика

 

 

 

Японская керамика

 

 

 

 

Керамика ручной работы

В конце периода Хэйан японская правящая верхушка принялась не спеша, со вкусом, с литературно-философскими, моральными и фэшн-вывертами разлагаться. Придворные красавицы с набеленными лицами и начерненными (состав раствора – ржавчина, тухлая вода, сакэ, уксус и дурно пахнущие орешки сумаха) зубами, а также их кавалеры с подведенными бровями и опять-таки чернеными зубами оскорбляли нахмуренные взоры суровых самураев; последним такое положение вещей вконец осточертело, и они, дабы развеять скуку, решили повоевать – хотя бы просто друг с другом. Три десятка лет (до 1185 года) основные самурайские кланы увлеченно дубасили друг друга, пока не определилась команда победителей: их капитан, то есть глава, Минамото-но Ёритомо, перенес столицу в Камакуру, присвоил себе титул «самый главный генерал, побивающий варваров» – сэйи-тайсёгун, – и положил начало семисотлетней эпохе правления этих самых генералов (позже их называли покороче – просто «сёгунами»).

В это время в Японии произошло проникновение буддизма, который до этого был в основном достоянием благообеспеченных сословий, в широкие, так сказать, слои общества. С континента прибыла очередная партия бритоголовых монахов, которые стали активно проповедовать чань-буддизм – учение своего патриарха Бодхидхармы, который, как известно, просидев девять лет в пещере и глядя в голую стену, обрел просветление, потом объявил, что все кругом – иллюзия, тлен и вообще какая-то фигня, затем пошел на север, основал знаменитый Шаолинь, где, саданув пяткой в потолок, научил своих приверженцев бороться со всякой иллюзорной фигней альтернативно, то есть путем применения достаточно грубой физической силы. Драчливым, но склонным к рефлексии самураям такие аспекты чань-буддизма пришлись по душе, и они с удовольствием приняли замечательное учение (произнося название по-своему – дзэн): вдумчивое созерцание лишенной излишнего декора стенки в перерывах между не менее вдумчивым мордобоем в ожидании просветления показалось им прекрасным времяпрепровождением.

С не меньшим энтузиазмом восприняли они и еще одно легендарное наследие Бодхидхармы: как известно, тот, будучи рассержен на собственные вежды, которые норовили сомкнуться во время медитации, оторвал их напрочь и выкинул подальше: из попавших на землю ресниц патриарха вырос чай, который, в принципе, японцы пробовали и раньше, но именно под впечатлением данной истории они придумали свою знаменитую чайную церемонию – тоже весьма медитативную.

С этого момента на островах возник новый интерес к керамике: без посуды на чаепитии не обойдешься. Сначала японцы привозили чашки из Китая, а потом, в период сёгуната Муромати (1336 – 1573 годы), стали налаживать собственное производство.

С конца XV века японские гончары стали объединяться в кланы. Они селились в районах, богатых пригодной для производства керамики глиной и образовывали семейные – по преимуществу – трудовые, так сказать, коллективы, где работали и мужчины, и женщины. Добывали глину (и определяли ее качество) и производили обжиг только первые: дам же допускали к процессам обработки керамического сырья (вымачивание глины, придание ей пластичности, раскатывание), формовки, глазурования и росписи. Продолжала процветать ручная лепка: только с XVI века в обиход входит ножной гончарный круг. Профессия гончара начинает пользоваться значительным уважением: поскольку они работали на землях, принадлежащих феодалам, то последние имели немалый доход, позволяя и первым неплохо зарабатывать. Особо одаренные ремесленники, хорошенько набив мошну, вполне могли перейти даже в самурайское сословие, что частенько и случалось.

В конце периода Муромати в японском керамическом деле назревают кардинальные изменения. Однако большим спросом пользовалась и продукция производств, основанных ранее: к примеру, мастера Сэто (кстати, единственные, кто во времена японского средневековья создавал глазурованную посуду), с успехом продавали свои чайные чашки, которые назывались «тяван».

Но настоящий расцвет производства посуды для чайных церемоний наступил после появления знаменитой керамики «раку»…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Керамика Японии

 

 

 

 

Керамика Раку