Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: министерство ритуалов, корейская морковка и экономный государь

…В начале XV века мастера корейского селадона, вынужденные работать в кустарных условиях, в результате своих трудов получали керамику невысокого качества. Однако эти грубоватые, тускловатые и кривоватые изделия парадоксальным образом довольно быстро нашли своего потребителя. Дело в том, что с приходом к власти в Корее новой правящей династии, Ли, которая объявила о создании государства Чосон, в стране произошла смена официальной идеологии (что бывает достаточно часто, особенно на Востоке): место буддизма заняло неоконфуцианство. Бритоголовых уважателей Шакьямуни не то чтобы совсем взяли к ногтю, но в некотором смысле поприжали (ну там, с монастырскими землями обошлись не слишком корректно, в материальном плане кое-где урезали) и вообще стали меньше на них оглядываться – в том числе и в эстетическом смысле. Конфуцианство предполагает строгость и ритуальность во всем: чтобы эффективно управлять страной, новое корейское начальство учредило комплекс министерств – «Шесть палат», среди которых едва ли не самую главную роль играла как раз Палата ритуалов. Этот департамент, несмотря на не совсем серьезное с точки зрения европейца название, обладал существенной властью, поскольку в корейском обществе ритуалы и прочие церемонии являлись (да и сейчас являются) основой существования социума – и на уровне государства, и в плане семейных отношений. Был даже специальный термин – ечхи, «правление с помощью ритуала». В качестве практического руководства на своем жизненном пути чосонским корейцам надлежало пользоваться книжкой «Семейные ритуалы», где было дано понятие четырех основных ритуалов – совершеннолетия, свадьбы, похорон и кормления духов предков. (Кстати, об этом четвертом ритуале: и в наше время, к примеру, корё-сарам – то есть корейцы СССР и СНГ – в родительские дни (особенно на Хансик, 5 апреля) из уважения к усопшим приносят на кладбища еду в весьма больших количествах – русская Радуница просто отдыхает. Тут не просто рюмочка с печенькой или конфеткой, а полноценная трапеза (обязательны водка, цельная вареная курица и всякие салатики – типа «корейской морковки», которую, между прочим, изобрели именно корё-сарам), да еще такая, чтобы непременно еще и окружающим от души досталось).

Керамика ручной работы

Керамика

Палата ритуалов в Чосоне была мощным учреждением, которое совало свой нос куда попало, занимаясь и регламентированием семейной жизни, и проведением экзаменов на получение должности для госчиновников, и выполняя функции министерства иностранных дел, и ведая идеологической пропагандой – в том числе воспитывая художественные вкусы народонаселения.

В свете новых веяний керамические изделия Корё уже не могли прокатить в качестве официально одобренных предметов для любования и воспитания идейно правильной эстетической платформы: слишком вычурно, народ излишне отвлекается от сосредоточенности на ритуале, надо бы чего попроще. Свежевыпущенные корявенькие, потерявшие былую зелень, селадоны, остатки прошлой роскоши, пришлись более по вкусу представителям новой номенклатуры: мастера, их создававшие, выслушали несколько ценных указаний от руководства страны – и в результате получился уже упомянутый пунчхон.

Этот вид керамики так понравился чосонскому начальству своей соответствующей неоконфуцианским идеалам лаконичностью и сдержанной простотой, что его производство объявили государственным, а продукцию поначалу поставляли только ко двору короля и в кладовые его приближенных.

Помимо всего прочего, суровый король Тхэчжон, не сильно-то разбиравшийся в искусстве, усмотрел тут существенную выгоду для казны: ему пришла в голову мысль, что керамическая дворцовая утварь, как ни крути, стоила определенно дешевле, нежели выполненная из драгметаллов. Обрадовав этим своим открытием приближенных, государь повелел организовать массовое производство гончарных изделий. Те гончары-селадонщики, что после развала Корё уныло шатались по стране, мыкаясь в поисках хоть какой-то работы, неожиданно оказались весьма востребованы: в 1424 году, во времена правления Седжона Великого, в стране работало уже более трех сотен мануфактур, где массово выпускали керамику пунчхон…

История керамики

 

 

 

Керамика Кореи

Автор статьи: И. Потапов.