…В третьем веке нашей эры в истории Японии начинается очередной этап ее развития: период Кофун, который длился до середины шестого века. В это время японцы продолжали развиваться материально и культурно, и даже постепенно учились писать и читать: правда, использовали они китайские иероглифы, с которыми их познакомили буддийские монахи, приехавшие на ПМЖ на острова из Кореи.
Название свое исторический период получил от культуры могильных курганов, которые стали самыми интересными археологическими памятниками того времени. Традиция кофун (по-японски «старый курган») берет свое начало, как и многое в Японии, на континенте – в Китае. Японцам понравились здоровенные могильники, и они начали с энтузиазмом насыпать их по всей стране (сейчас их насчитывают более ста шестидесяти тысяч). Сначала кофуны были круглыми, потом в виде замочной скважины. Само собой, габариты захоронений варьировались – в зависимости от статуса покойника. Самый мощный отгрохали для полулегендарного императора Нинтоку: его кофун высотой 35 метров и 480 метров в длину имеет общий объем около полутора миллионов кубометров. Понятно, что такие могучие сооружения надо было как-то украшать, и в моду входят ритуальная керамическая скульптура «ханива». Поначалу ханива представляли собой просто метровые полые цилиндры с дырочками по бокам; полагают, что внутри этих цилиндров находились светильники. Согласно легенде (изложенной в написанной по-китайски в VIII веке нашей эры хронике Нихон-сёки и в чуть более ранней Кодзики), первые ханива придумал правивший на рубеже тысячелетий (29 год до нашей эры – 70 нашей: девяносто девять лет, ну на то она и легенда) впечатлительный император Суйнин. По обычаю тех времен, правителей и всяких прочих олигархов хоронили вместе с живыми еще слугами и домочадцами; когда после смерти дядьки Суйнина закопали всю его свиту, члены последней долго не хотели умирать, оглашая округу унылыми воплями и прочими неприличными в строгом японском обществе ламентациями, которые в неурочный час доносились из-под земли и мешали порядочным людям в их работе и отдыхе. Суйнин поморщился, почесал в затылке и велел впредь вместо живых людей закапывать их глиняные аватарки. (Помните керамическую армию Циня Шихуан-ди?) Так вот, поначалу ханива были просто цилиндриками, потом (в конце четвертого века) стали человечками (тоже полыми внутри). Человечки были разнообразны: воины (разумеется: надо же кому-то биться с загробными обитателями), крестьяне (труд облагораживает и на том свете), симпатичные светские и полусветские (невольный каламбур) барышни и дамы, а также всевозможные комедианты (делу – час, потехе – время, коего у умершего аристократа по-любому предостаточно). Фигурки имели различные габариты – в высоту до полутора метров. Еще позже ханива стали зооморфными – лошадки, собачки, птички, рыбки; кроме того, появились домики, повозки, лодки и прочие средства передвижения покойного по потустороннему миру. Посуда эпохи Кофун стала разнообразнее и совершеннее по сравнению с предшествующим периодом Яёй. Керамические изделия приобрели легкость и изящество, их стенки стали гораздо тоньше. Установлено, что кофунские гончары использовали в работе окислительный и восстановительный режимы обжига: первый, более простой технологически, проводился на открытом воздухе и давал керамику красно-желтого и ярко-оранжевого цвета, которая называлась «хадзи». Второй требовал наличия печей достаточно сложной конструкции и был достаточно дорог: получаемые в процессе восстановительного режима изделия ровного серого цвета назывались «суэки» (или «суэ»): считается, что подобная технология была завезена на острова из Кореи. Наиболее известными формами керамической посуды периода Кофун были тарелки, чашки с крышками (традиция их изготовления существует и в наше время) и чаши на поддонах: их назначение до сих пор считается не совсем ясным; впрочем, большинство ученых полагает, что это «предметы культа». Керамику хадзи чаще находят в могилах простолюдинов; суэки же, судя по всему, были по карману только финансово обеспеченным японцам, которые находили последнее пристанище в могучих (и чаще всего до сих пор нераскопанных – раз олигарх-аристократ, то частное, понимаете ли, захоронение) кофунах… Автор статьи: И. Потапов. |