Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: очередной искатель глины, куромон с сиромоном и пузатый гольдентрегер

…Итак, производство фаянсовой и фарфоровой керамики в японской местности Сацума началось в конце XVI – начале XVII века. Тамошний начальник, даймё из клана Симадзу по имени Ёсихиро, вывез из Кореи пленного мастера-керамиста (кстати, судя по всему, не одного) для организации гончарной мастерской на подведомственной территории. Мастерская образовалась довольно быстро; к делу были привлечены умельцы из числа аборигенов, и вскоре производство поставили на поток.

Японская керамика

Керамика Японии

Керамика в Японии

История керамики

 

Поначалу там выпускали простенькую красновато-коричневую керамику с неброской росписью и бесцветной полупрозрачной глазурью: сейчас она называется «косацума», то есть «старое Сацума». Эти изделия относятся к «черной керамике», иначе «куромон». («Куромоном», впрочем, часто называют всю сацумскую посуду с цветной глазурью). Позже появляется «сиромон» – «белая керамика»: белая глина с белой глазурью. Эти изделия пользовались значительной популярностью – особенно среди аристократов: сдержанно, однако красивенько и изящненько.

 В качестве сырья для производства «сиромона» использовалась импортная корейская глина: потом, когда с ростом известности белой сацумской керамики спрос на нее стал превышать предложение – да еще и сёгунат Токугава резко ограничил японские внешнеторговые контакты, – пришлось искать что-то поближе. По традиции, кого-то из наиболее доверенных лиц выгнали за околицу искать чудесный грязевой водоем с повышенным содержанием каолина: на этот раз в поисках нужного продукта лицо мыкалось не очень долго, почти тут же обнаружило вожделенную лужу и запатентовало оригинальный сацумский фаянс.

Сначала  он был только белым; потом посуду стали покрывать цветными глазуревидными красителями. (Когда именно – исследователи спорят: не то в конце XVII, не то уже в XVIII веке. Да еще не могут определиться, у кого сацумские мастера слямзили приемы надглазурной росписи: одни говорят, что у специалистов из Киото, другие – что у гончаров Арита).

Впрочем, в ранних изделиях сацума (особенно в предметах, предназначавшихся для чайной церемонии сэнтя) чувствуется влияние опять-таки китайцев – к примеру, мастеров фарфора Дэхуа, чья изысканная, зачастую декорированная изящными рельефными изображениями посуда всегда имела массу поклонников на островах. Явным подражанием китайским образцам считаются белые сацумские чашки и тарелки последней трети XVII века, а также мелкая пластика – фигурки различных буддистских божеств: пузатенького Хотэя, проносящего здоровье, богатство и благополучие (для чего его надо потереть триста раз по объемистому брюху), или многорукой и многоликой – но неизменно милосердной – Каннон (в честь которой, кстати, назвали фотоаппарат).

Влияние работавших на самураев клана Симадзу пленных корейцев тоже сказалось: считается, что это именно они ввели в обиход практику подглазурной кобальтовой росписи – сиромон с кракелюрами, а роспись покрывает лишь часть поверхности сосуда; все строго, но вполне себе томно: пей чай да медитируй…

Полагают, что надглазурную эмаль в Сацуме стали использовать в середине XVII века, используя опыт уже упоминавшегося  Нономуры Нинсэя: действительно, и киотосский мастер, и сацумцы частенько декорировали свои изделия выпуклыми красочными рельефами…

Наиболее известные стили сацумской росписи – «нисикидэ» и «кинрандэ». Кинрандэ – золотой, черный, красный, зеленый цвета на белой глазури с кракле. Нинсикидэ («золотая парча») – полихромная роспись, прорисовка золотом на надглазурном белом, коричневом, красном, оранжевом, зеленом декоре…

Традиционные фаянс и фарфор Сацума – яркие, нарядные, почти всегда с позолотой; очень часто глазурованная посуда покрыта кракле. Сюжеты росписи – граждане с копьями и мечами (в смысле с нагинатами и катанами), представители мифологических тусовок, традиционные в меру унылые пейзажи, птички, рыбки, а также геометрические орнаменты. Надо сказать, что сацумская керамика, изначально вобравшая в себя многое из присущего другим стилям, в свое время сама стала предметом для подражания…

Автор статьи: И. Потапов. 

История японской керамики

Японская керамика

История керамики в Японии

Японская керамика история