История керамики: официальные чашки, чайник за пазухой и фарфор для бедных

…Итак, керамику пунчхон приняли при чосонском дворе в качестве официально рекомендованной в качестве бытовой и ритуальной посуды. Следствием претворения данной начальственной директивы в жизнь явилось появление тарелок, чашек, чайников и прочих изделий самых разнообразных форм: к примеру, ритуал (в данном случае – неоконфуцианский) требовал, чтобы каждая закуска или там салатик подавались на отдельном – и особенном – блюде, а ведь корейская традиционная кухня чрезвычайно разнообразна, так что всяких тарелочек и судочков за обедом (хоть обычном, хоть церемониальном) требовалось необычайное количество.

(Поскольку заказы поступали на изготовление этой самой обеденной посуды поступали со стороны представителей властных структур, то по виду сохранившихся образцов пунчхона можно – хоть в какой-то мере – судить об эстетических вкусах правящего класса: получается, что у них со вкусом было  все не так уж страшно).

Вообще же чосонское начальство (особенно поначалу) весьма дорожило качеством выпускаемой госпредприятиями керамики. Государством был установлен строгий контроль над производством: причем, что интересно, в обязанность специально обученных граждан с широкими полномочиями входило не только наблюдение за тем, чтобы тарелки и кувшины выглядели достойно, но и пресечение воровства посуды, предназначенной для королевского двора. Оказывается, бессовестные несуны наносили весомый урон, растаскивая керамику прямо с территории гончарных мануфактур; впрочем, тяга к прекрасному была не чужда и представителям аристократии, которые не считали зазорным спереть при случае – на заводе или в соседнем правительственном кабинете – красивую плошку, сунув ее в рукав или за пазуху.

 

Керамика ручной работы

 

 

 

Керамика Кореи

Разбазаривание государева добра приняло такой размах, что в целях контроля над движением элитной керамики по этажам госучреждений был даже издан королевский указ, согласно которому на поверхности сосудов должны были быть нанесены клейма с названиями тех департаментов, которым принадлежали чайники и тарелки…

Однако все в мире меняется, и мода (в том числе и на прекрасное), как известно, переменчива: в середине XV века, к концу правления короля Седжона Великого, капризным аристократам (ну, наверное, в первую очередь аристократкам) пунчхон уже слегка поднадоел: свежим трендом становится так называемый «белый фарфор», пэкча. Пунчхон же придворные эстеты отодвинули на второй план, его производство лишили государственной поддержки, в связи с чем этот тип керамики стал доступен простым смертным.

Гончары, за спиной которых уже не стояли строгие, хоть и по-отечески внимательные искусствоведы в штатском из Палаты ритуалов, почувствовали относительную свободу и начали ваять что кому в голову взбредет. Если во времена госприемки для декорирования своих изделий они использовали практически исключительно техники сангам или инхва (то есть инкрустирование глинами различных цветов либо по контурам, прорезанным вручную, либо по сделанным с применением штампов), то в период неподцензурного творческого полета они наплевали на рутину и стали развлекаться. К примеру, иногда рисунок на поверхность сосуда наносился нарочито небрежно (современные исследователи в данном случае усматривают здесь хоть и скрытую, но мощную экспрессию), иногда, имитируя роспись по фарфору, керамисты использовали подглазурные краски на основе железистых окислов… Этот самый белый фарфор – как и в свое время пунчхон – особым указом запретили поставлять куда-либо, кроме королевского двора; однако людям попроще тоже хотелось иметь в доме моднявую посуду: керамисты, изучив спрос, создали предложение.

Не имея возможности использовать в работе настоящую фарфоровую массу, гончары из негосударственных мастерских, пользуясь опытом в изготовлении опального (уже) пунчхона, густо облепляли сосуды белой глиной – авось не будет видно серенького оттенка и для непривередливых сойдет за настоящий пэкча. Позже, к концу XV века, они совсем расслабились: стали использовать в работе глину не самого лучшего качества, декорировать сикось-накось и вообще небрежничать: однако такое разгильдяйство странным образом вызвало восторг у определенной части потребителей – причем в большей степени вовсе не у корейских…

 

Корейская керамика

 

 

История керамики

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты