История керамики: ползающий ледник, вкусные крабики и след от веревки

…Вот мы и добрались до Японии – точнее, до ее керамики.

Как определяют ученые, человек впервые наследил на островах Японского архипелага примерно аж 200 тысяч лет назад. Чуть позже там жили люди, более похожие на современных: жили, не тужили, гонялись за мамонтами и друг за другом, ловили рыбу и прятались от ледника. А потом ледник уполз обратно на север, оставив после себя положительные изменения в климате и – кроме всего прочего – массу качественной глины (все-таки это осадочная порода).

 Керамика ручной работы

Керамика

Японская керамика

Керамика Японии

Кстати говоря, определенная часть нынешних корифеев мыслительных процессов полагает, что первый глиняный горшок слепили именно в Японии, и случилось это примерно 13 тысяч лет назад. Вот так-то. (Правда, после такого сенсационного заявления выступили другие гардианы копательных наук, которые нашли еще более древнюю плошку в какой-то китайской пещере). Так или иначе, есть определенная логика в том, что первую керамику сунули в костер именно в Восточной Азии, а не на брегах Средиземного, скажем, моря. Во-первых, имеется наличие разнообразных глин – взять те же самые каолиновые. Во-вторых, налицо вопрос чисто практического применения глиняных емкостей: чем питались предки японцев? Всякими кореньями и дарами моря, а это все проще сварить, нежели нанизать на прутик и поджарить. На Ближнем Востоке ведь как: лепешку в печку сунул, финик – хочешь свежим слопал, хочешь – на солнце высушил, а морских, к примеру, гадов (а заодно и всю рыбу без чешуи, типа угрей и осетровых) там и вовсе за еду не считали (кстати, иудейский кашрут заодно запрещает есть и черную икру). А в Японии – другое дело: фиников нет, зато наловил крабиков с омарами, потушил на маленьком огне морских ушек с ма-аленькими трепангами… впрочем, речь не об этом.

Так вот… м-мм… да! Еще после ледникового периода наплодилось много всякой мелкой дичи, на которую тоже не было (вроде бы) религиозных запретов, но которую нужно было варить. Время, когда предки японцев начали делать это (с большим энтузиазмом), называется эпохой Дзёмон (хронология по керамике – с VIII тысячелетия до Р.Х. по середину I тысячелетия до н.э.).

Собственно, даже название периода имеет прямое отношения к гончарству: «дзёмон» – от «веревка» или «шнур», то есть имеется в виду след от веревки на глиняном изделии, простейший узор. Конечно, не только таким совсем уж незамысловатым манером украшали свою работу древние керамисты: можно было и раковину морскую приложить, и прутиком (а то и просто ногтем) в стенке сосуда поковыряться: все как-то разнообразнее.

Судя по всему, дзёмонцы весьма уважали покушать: на местах их обитания японские археологи находят огромные количества и целой, и битой кухонной, так сказать, керамики того периода. И везде – «веревочные» узоры: очевидно, древние обитатели Японских островов были весьма искусны в плетении всяких штуковин из растительных волокон. (Один из представителей современной японской ученой братии даже сочинил целое исследование на тему вития вервиев в те времена, скрупулезно изучив бока и горловины дзёмонских керамических сосудов).

Технология обжига готовых изделий была примитивной: слепил вручную (без гончарного круга) – и сунул в костер. Форма тоже не вызывала беспокойства: простенько но со вкусом; позже появилось разнообразие – амфороподобные вазы, а у простых чаш иногда вырастали ножки.

Вот с декором было интереснее. Простота формы зачастую соседствовала с полетом фантазии в оформлении: к примеру, на устьевые части сосудов лепились весьма оригинальные и примечательные композиции из глиняных загогулин, колечек и ленточек. Особо выпендрёжные, с позволения сказать, икэбаны такого рода (в том числе и налепленные на стенки) обозначали, по мнению ученых, принадлежность изделия к неким сакральным ритуалам: и это понятно.

Во время позднего Дзёмона излишества постепенно куда-то подевались, зато посуду стали иногда раскрашивать (до этого она приобретала цвет в процессе обжига: на открытом воздухе примеси железа, которые находились в глине, окислялись).

Ну и, безусловно, не только единой посудой промышляли дзёмонские гончары. Всякие поделки, украшения вроде керамических сережек с ажурными узорами, – и, само собой, скульптура, как способ самовыражения и признак жажды познания окружающего мира…

Автор статьи: И. Потапов.

 Японская керамика

Керамика в Японии

Керамика из Японии

Керамика Японии какая она

Контакты