Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: пухлый бегемот, египетский гламур и лилипутская посуда

…Итак, древнеегипетские керамисты стали активно продвигать гончарное дело, совершенствуясь и совершенствуя.

От достаточно грубых изделий, имеющих как значительную массу, так и вполне примитивные формы (однако подобная продукция все равно превосходна по сравнению с аналогичной, производимой в то же время в западноевропейских регионах), они постепенно переходят к более сложным и изящным вещам; если первые сосуды можно сравнить с небрежно сваренной манной кашей, вдоволь нашпигованной комочками, то в процессе развития производства каша становится уже не кашей, а каким-то изысканным суфле: стенки тарелочек и горшочков становятся тоньше (комочков нет и в помине), линии – гармоничнее и утонченней, появляются толково прописанные изображения – орнаменты, человеческие фигуры, ну и всякие представители животного и насекомьего мира: какой же добропорядочный египтянин не сподобится нарисовать скарабея?

 

Керамика

Сосуд с геометрическим орнаментом и рельефным изображением крокодила

 

 

 

Керамический сувенир

Бегемот из керамики

 

Керамика

Керамика Древнего Египта

(Да и формы сосудов, бывало, отличались экстравагантностью: тут тебе и ежик, и птичка, и «зверь каркадил», и толстобрюхий бегемот, то бишь гиппопотам: ну и, конечно же, без ба… то есть женщины тоже не обошлось. Древние люди – они простые: о чем чаще всего думают, глядя на кусок глины, то и ваяют).

Обжиг тоже проходил по-разному: все-таки его качество в любом случае зависело от температуры, а нужный градус можно было получить не всегда. Многое зависело и от сорта глины: скажем, серо-коричневая со значительным количеством примесей, которая имеется в наличии повсюду в окрестностях Нила, в процессе обжига становилась красноватой, а более редкая серая с известковыми вкраплениями после обработки в печи имела пятьдесят (или около того) оттенков серого, а также желтого и даже бурого.

Египтяне достаточно широко использовали ангоб – декоративное покрытие, которое наносят на керамику, чтобы замаскировать излишнюю грубость структуры поверхности готового изделия или изменить его цвет. Ангобы могут быть белыми или же цветными – опять-таки, смотря какая используется глина. Посуда, покрытая белой глазурью, частенько инкрустировалась эмалевыми орнаментами самых разных цветов – синими, черными, фиолетовыми, желтыми и прочими зелеными. Получалось эффектно и слегка по-пижонски: эдакий древнеегипетский гламур. С тогдашними аналогами стразиков.

Изделия покрывали мягкой глазурью – щелочной силикат с медными окислами; для красивого позеленения (или озеленения?) добавляли свинец. Кроме того, ученые считают, что использовалось так называемое «медное стекло». Температура, при которой велся обжиг, влияла на консистенцию изделий: они могли быть и достаточно пористыми, и практически каменными. Подобную посуду принято называть «египетским фарфором», хотя это вроде бы и не совсем правильно.

Часто из этого самого «фарфора» делали небольшие статуэтки и посуду с сакральным смыслом: к примеру, так называемые «жертвенные тарелочки» – копии нормальных посудин, только крохотные, сантиметров пяти в диаметре. (Зато за прошедшие тысячи лет не побились, уцелели). Ученые (на то они и ученые) предполагают, что эти штучки клали в погребения, дабы усопший мог пользоваться привычными ему бытовыми предметами на том свете (или как там у египтян он называется). Тарелочки делались по всем правилам, как большие, – на гончарном круге, с росписью и прочим; их до сих пор находят немало, причем иногда засунутыми (в больших количествах) в посуду нормальных габаритов.

Кроме таких миниатюрных тарелочек, египтяне уважали жертвенные сосудики и жертвенные же чаши: впрочем, и так хорошо известно, с каким пиететом они относились к загробному миру и разным его атрибутам. (То лилипутская посуда, то здоровущие пирамиды: набрал себе микроскопической всячины – и лежи себе спокойно, как какой-нибудь фараон Аменемхет, – в стотонной усыпальнице, вырезанной из единой глыбы, да еще под сорокапятитонной крышкой).

Кстати, именно в Древнем Египте стали впервые украшать здания расписными эмалевыми изразцами: вот откуда берет начало такая замечательная традиция! Но и это, разумеется, не все: вскорости посмотрим на древнегреческую керамику: и там, оказывается, предшественниками во многом были египтяне…

Автор статьи: И. Потапов.

 

 

 

Керамика ручной работы

Керамика Древнего Египта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручная работа керамика

Предмет быта из керамики, Древний Египет