История керамики: пузырьковые червячки, демократичный чайник и водочная церемония

…Продолжаем разговор о китайской керамике периода империи Сун.

Цзюнь – еще один из самобытных видов керамики того времени. Изделия этого типа, на первый взгляд тяжеловатые и не очень-то изысканные (широко известны чаши-«тюльпаны», выполненные в подобном стиле), покрывались непрозрачной стекловидной светло-лиловой глазурью, которая получалась в результате обжига по особым технологиям (окислительный процесс, происходивший в круглых печах). К каолиновой глиняной массе добавляли полевой шпат с определенным содержанием меди, в результате чего в глазури появлялись пузырьки, которые, лопаясь и трескаясь, образовывали загогулины, определяемые ценителями как «следы земляных червей, ползущих по речному илу».

 Керамика ручной работы

 

Керамика

 

Исинская керамика

 

Керамика династии Сун

Во время династии Сун становится известной знаменитая впоследствии (и до наших дней) исинская керамика. Исин сегодня часто называют «керамической столицей» Китая, и это при том, что там делают отнюдь не фарфор. Тогда – с чего бы вдруг? А все потому, что Исин считается родиной чайника – в привычном для нас понимании. Причем чайника вполне демократичного.

Нет, ну понятно, что при императорском дворе чай потребляли из изысканной и дорогой посуды: фарфор, глазурь и прочие «элементы сладкой жизни». А простой народ жил иначе: кстати, из чайников поначалу пили вино, а чай заваривали прямо в чашке, потом же решили, что если наливать кипяток в чайник, то можно еще и руки погреть – в прямом, натурально, смысле (в окрестностях Исина зимой бывает холодно: да и вообще, Китай не на экваторе расположен).

Исинские керамисты при изготовлении своей продукции использовали «цзыша» – красную глину с достаточно высоким содержанием каолина, что позволяло совершать обжиг при высокой температуре. Готовые изделия получались темно-пурпурного цвета; они были довольно хрупкими, но в то же время весьма плотными (каолин!), и, что интересно, при всей своей герметичности «дышали» – благодаря особым свойствам исинской глины посуда получалась пористой: таким образом, чайник словно бы впитывал аромат напитка, позволяя ему проявиться во всем великолепии вкуса и запаха. (Вот попил китайский пейзанин когда-то чайку, а потом через энное количество времени в пустую уже посудину плеснул кипяточку – и опять хорошо: будто заново заварил; экономия, однако). Кроме того, чайник постоянно был просто приятно теплым (исинская глина обладает плохой теплопроводимостью), а не сильно горячим, и его можно было брать в руки (или использовать в качестве грелки), не рискуя обжечь руки или телеса.

Исинская керамика была не только насыщенного красного цвета: в зависимости от наличия в глине различных примесей посуда получалась темно-коричневых, бурых, желтых, лиловых, зеленоватых, молочных оттенков, которые определялись – в соответствии с китайской поэтической традицией, – как «кожура граната», «ледяное золото», «орлиное дерево» и так далее. По своей форме исинские чайники тоже стремились к оригинальности: круглые, квадратные, граненые, в виде цветка лотоса, феникса, дракона, а то и попросту пенька (когда совсем надоедало заморачиваться).

Изделия обычно не покрывали глазурью, а для пущей красоты вырезали на необожженной глине всякие изыски типа фигурок животных или геометрических узоров. (В наше время – а сегодня Исин вовсю работает как для внутреннего рынка, так и на экспорт, – на боках чайника могут наваять вообще что угодно, лишь бы было экзотично: непонятный иероглиф, несколько кривулек, долженствующих обозначать страшно древнюю печать – и пациент, то есть клиент, доволен: как же – прикоснулся к китайской традиции).

Кстати сказать, современная потребительская корзина товаров, производимых исинскими керамистами, весьма ассортиментарна. Кроме традиционных чайников, вниманию почтеннейшей публики предлагаются чашки, тарелки, пароварки, цветочные горшки (пористая «дышащая» глина не дает гнить корням растений), а также посуда для кофейных и водочных церемоний (не забудем: исинская глина надолго сохраняет вкус и аромат напитка!) Подобная продукция весьма популярна во всем мире; мастера, ее создающие, работают не покладая рук: к примеру, в городке Диншучжень, расположенном в двадцати километрах от Исина, более семидесяти процентов населения занято в гончарном производстве…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика древнего Китая

 

 

Глиняная посуда

 

 

 

Посуда из керамики

 

Контакты