История керамики: шикарные дрова, серая черепица и весна патриарха

…«Тщательно промешав» в одной бадье глину, песок и воду, корейские гончары начинали формовать из полученной таким манером керамической массы кровельную черепицу. Делали это просто: брали в качестве шаблона два металлических листа, по форме аналогичных будущему готовому изделию (то есть обычно они были волнистыми), между ними помещали щедро отколупнутый кусок глины, сдавливали – и заготовка отформована.

Нашлепанные таким образом будущие черепички аккуратно укладывали в ряд на дощатых помостах, а сверху все это дело прикрывалось навесом – дабы не намочило чересчур дождиком и не слишком иссушило солнышком. В корейском климате время сушки могло быть различным – от пары-тройки дней до месяца (если на дворе сезон дождей).

 

Керамическая черепица

 

 

 

История корейской керамики

После того как черепичные заготовки доходили на свежем воздухе до кондиции, наступало время наиболее ответственной операции – обжига. Его проводили в печах, расположенных на территории собственно мастерской. Корейские гончарные печи как и полтораста лет назад, так и сейчас имеют традиционное устройство: длина – пять-шесть метров, расположены на склоне холма (обычно несколько печей рядом друг с другом), топка – внизу, где топят – там и обжигают, а дым выходит из отверстия, которое находится вверху.

Пол в печке был ступенчатым: на эти самые ступеньки штабелями укладывали высушенные заготовки, а потом у входа сооружали очаг: в качестве топлива использовался каменный уголь или просто дрова (высший шик – сосновые).

Собственно обжиг продолжался не очень долго, всего несколько часов, в условиях обязательного доступа воздуха (снизу – входит, сверху – выходит, гуляя, как по трубе), при этом часть черепицы, находящаяся ближе к огню, обычно слишком обгорает и становится некондиционной.

Свободная циркуляция воздуха в печи обеспечивает наличие режима окисления, чем обуславливается яркий и насыщенный цвет готовой черепицы – тот самый, что уважают на севере Кореи, то есть красный и оранжевый. Южане, которым яркости в природе и так хватает, с целью получения успокаивающего глаз и нервы серого цвета добавляют к процессу обжига еще один штришок: в самом конце они наваливают в печь кучу особо смолистых сосновых дровишек, после чего наглухо закупоривают рабочее пространство. В результате печка наполняется густейшим дымом и страшной копотью: в таком состоянии производимую черепицу томят еще несколько часов, и в конце концов она приобретает насыщенный серый цвет, заодно становясь более долговечной.

…Таким вот манером в конце XIX века «прилежно трудились» (как выражалась в свое время пресса ГДР, повествуя о замечательной жизни своих граждан) простые корейские гончары и керамисты. Но в какой-то момент им это слегка поднадоело, и они решили немного побунтовать, причем бунт этот имел религиозную окраску.

В корейской провинции Кёнсан жил да был простой торговец ремесленными изделиями по имени Чхве Чжеу. Однажды он решил, что торговля – занятие скучное и решил удалиться в горы, дабы поискать духовного успокоения. Проболтавшись там три года, он спустился на равнину, а по дороге неожиданно просек истину: случилось это весной 1860 года.

Как доверительно сообщил окружающим сам Чхве Чжеу, во сне (или наяву: толком он не разобрался) ему явилось Верховное Божество – Санчже,  «Верховный Император», который радостно объявил бывшему торговцу, что теперь он – избранный и должен нести миру свет новосозданного учения тонхак, чьим первым патриархом только что назначен. Далее Чхве Чжеу поведал, что отныне все будет хорошо, поскольку Верховный Император, кроме всего прочего, обучил его простому волшебству и сложным магическим приемам: это наверняка поможет установить в мире справедливость.

Согласно учению тонхак, человек и божество равны по сути («человек есть Небеса»), а раз так, то и все люди равны между собою. Такая мысль прямо противоречила конфуцианской традиции с ее строгой общественной иерархией; развесившим уши окружающим данная идея понравилась, а властям – нет: действительно, что это еще за равенство такое? Вот еще, коммунист доморощенный выискался… Недовольные власти свинтили Чхве Чжеу и двадцать его сподвижников, посадили их в кутузку, а потом, в 1864 году, казнили.

Но вслед за первым патриархом тонхак появился второй; учение, последователями которого к концу века стали сотни тысяч корейцев, развивалось, и однажды в его глубинах возникла идея о практическом  переустройстве мира…

 

Корейская керамика

 

 

 

История керамики

 

 

 

Керамика Кореи

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты