Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: скобелевские подусники, девять долин и шершавая кожа ската

…Итак, в середине XIX века японцы под давлением различных обстоятельств – как внешних, так и внутренних, – решили жить по-новому.

Ceramica1

Керамика Японии

Керамика ручной работы

Японская керамика

Существовавший два с половиной столетия сёгунат Токугава приказал долго жить: на смену ему пришла ну очень традиционная для Страны Восходящего Солнца форма правления – императорская. Японцы, насмотревшись на европейцев, принялись активно скидывать с себя юкаты, кимоно и прочие хакама и напяливать сюртуки, сапоги и цилиндры (а заодно  пытались отращивать пышные, как у Скобелева или Маркса, бороды, усы и подусники); вместо деревянных пушек (понятно, насколько подобные агрегаты были эффективны в бою) стали закупать орудия у Круппа и Армстронга; армия переоделась в европейские мундиры, а пришедший на смену деревянным корытам флот, построенный на японские деньги в Европе, в скором времени нанес России кошмарное поражение при Цусиме…

Жизнь в стране Ямато изменилась коренным образом, в том числе и в быту, и в искусстве. Выше было сказано, что в Старом Свете все буквально заболели «японизмом»: на островах же все было с точностью до наоборот – то есть на смену хокусаевским укиё-э пришла фотография, а чай стали пить из чего попало. Кроме того, у представителей опального самурайского сообщества вместе с мечами отобрали не только политическую власть, но и экономическую, а посему принадлежавшие им гончарные мастерские остались на бобах и стали приходить в запустение. В результате старые керамические – прежде всего фарфоровые – производства начали искать возможность выжить, и в основном были переориентированы на экспорт, выпуская ранее несвойственную для местного рынка продукцию – к примеру, здоровенные обеденные блюда, всевозможные парадные вазы, сервизы и очень изысканные причиндалы уже не только для чайных, но и для кофейных церемоний.

Сацумские мастера (как и прочие, работавшие в их стиле), трудясь на благо заграничного потребителя, при росписи своих изделий чаще всего обращались к технике «нисикидэ»; нередко встречались рельефные изображения, которые сочетались с надглазурной росписью: веточки, листики, стебельки бамбука, порхающие птички. Бывало, что чайнички и чашечки покрывалась глазурью коричневого цвета, а поверхность получалось словно бы шершавой, как кожа ската: такой изыск назывался самэ-хада; керамисты из Кобэ и Осаки для пущего гламура добавляли к нему позолоту, а сацумцы ответили использованием ажурной резьбы.

В связи с развитием новых капиталистических отношений гончарные мастерские, которые до того были по сути полукустарными, стали превращаться в промышленные предприятия – с разделением труда: гончары – отдельно, художники по керамике – сами по себе. Сацума начала продавать по всей Японии свои недекорированные изделия, которые потом расписывались в Осаке, Киото, Иокогаме, Кобэ или Кутани.

Кстати говоря, Кутани (буквально – «девять долин») – место производства знаменитого во всем мире фарфора. Впервые его стали делать в XVII веке, потом пришла известность, затем – забвение; XIX столетие снова сделало продукцию Кутани очень популярной.

От других этот фарфор отличался прежде всего своим декором – либо различные оттенки белого, либо красивые разноцветные эмали: сперва тонко прорисованный контур, затем заливка темно-синими, пурпурными, желтоватыми, зелеными и красными красками. Подобный стиль получил обозначение «госай» – «пятицветие» (как китайский «ву-цай»: только там был еще и черный). Форма и декорирование изделий очень гармонировали между собой, а сюжеты (частенько копирующие работы художников старейших японских школ Тоса и Кано или взятые с китайского фарфора минской и цинской эпох) обычно использовались буколические: порхающие бабочки вперемешку с птичками, многозначительные цветочки, плоские, однако бездонные и загадочные водоемы, а также онтологически верно установленные своеобычные деревья: как мог бы сказать европеец: «…в Японии дикой стоит одиноко на голой вершине сосна.

Сацумская керамика

Японская керамика

История керамики Японии

История искусства

Керамика Японии

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как кэсой, она». (Кэса – примерно та же фигня, что и риза). Все это выглядело настолько нарядно, что роспись керамики Кутани стали называть «живописью на фарфоре»…

Автор статьи: И. Потапов.