…Для чульмунских мастеров стародавней керамики штампы с зубчатой рабочей поверхностью были привлекательны, помимо всего прочего, еще и тем, что ими можно было не только оттискивать разнообразные (хотя и достаточно примитивные) узоры, но заниматься «техникой прочеса» – то есть возюкать инструментом по поверхности еще не высушенного изделия в разные стороны, оставляя на стенке сосуда параллельные царапины и бороздки, причем в зависимости он силы нажатия на инструмент они могли быть достаточно прихотливыми. Например, можно было либо много раз потыкать штампом в разных местах – отчего создавалось впечатление, будто горшок весь в мелкую сеточку, – либо буквально расчесать посудину зигзагом сверху донизу. Последнее действие многомудрые ученые связывают с тем, что такая фактура декорирования керамического изделия сильно напоминает внешнюю поверхность разнообразных плетеных бытовых штуковин.
В области развития технологий производства, понятное дело, мумунцы на месте не стояли: каменные топоры да рубила стали совершеннее, а вскорости появились и первые металлические инструменты – пока что бронзовые. Народ начинает разделяться по имущественному признаку и вообще развлекаться: по всей Корее прокатилось повальное увлечение сооружением огромных дольменов.
Дольмены – это такие очень стародавние культовые (в основном погребальные) сооружения, старательно сложенные древними трудоголиками из огромных каменюк (средневековые умники уверенно полагали, что этим занимались сказочные великаны). Они широко известны по всему миру, однако корейцы испытывали особенное влечение к подобным штуковинам: на их долю приходится около пятидесяти процентов платенарного дольменного запаса – до войны 1950-1953 годов насчитывалось примерно восемьдесят тысяч этих милых домишек, сейчас имеется около тридцати тысяч. (Зачем (и как) поломали остальные – не совсем понятно). Мумунцы были явными фанатами мегалитического строительства: ведь вес булыжников, которые они ворочали, достигал трехсот тонн!
Как погребальные (точнее, надмогильные) сооружения, дольмены хранили в себе достаточное количество керамических изделий (как и в других культурах, приличный кореец уносил с собою в мир иной массу предметов, которые должны были помочь ему достойно обустроиться на новом месте). Под циклопическими плитами мумунцы оставили массу посуды – а их керамика в своем совершенстве уже ушла весьма далеко от изделий периода Чульмун…
Автор статьи: И. Потапов.