Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: техника прочеса, стародавние зигзаги и фанатичные мумунские строители

…Для чульмунских мастеров стародавней керамики штампы с зубчатой рабочей поверхностью были привлекательны, помимо всего прочего, еще и тем, что ими можно было не только оттискивать разнообразные (хотя и достаточно примитивные) узоры, но заниматься «техникой прочеса» – то есть возюкать инструментом по поверхности еще не высушенного изделия в разные стороны, оставляя на стенке сосуда параллельные царапины и бороздки, причем в зависимости он силы нажатия на инструмент они могли быть достаточно прихотливыми. Например, можно было либо много раз потыкать штампом в разных местах – отчего создавалось впечатление, будто горшок весь в мелкую сеточку, – либо буквально расчесать посудину зигзагом сверху донизу. Последнее действие многомудрые ученые связывают с тем, что такая фактура декорирования керамического изделия сильно напоминает внешнюю поверхность разнообразных плетеных бытовых штуковин.

Керамика ручной работы

 

Корейская керамика

Считается, что корейцы очень любят плести из чего попало корзинки, маты, циновки, сумки и прочее, причем как активно занимались этим тысячи лет назад, так и сегодня не изменяют своим пристрастиям, при этом технология производства подобных крайне необходимых в хозяйстве предметов за эти самые тысячелетия совершенно не изменилась: да и с какой стати? Корейцы очень чтут традиции, и сегодня – точно так же, как и их далекие вполне себе диковатые предки – плетут корзинки, где переплетенные детали образуют тот же зигзаг, которые можно увидеть на продукции древних горшечников.

Современные археологи вместе с  представителями смежных с этой достойной наукой профессий установили, что древние люди развлекались плетением разнообразных емкостей задолго до появления первой керамики. Таким образом, выходит, что архаические мастера гончарного дела, занимаясь декорированием своих изделий, вольно или невольно подражали фактуре поверхности аналогичных по предназначению более ранних плетенок…

Как водится в истории человечества, чальмунцы жили долго и счастливо (наверное), однако пришла пора им нырнуть в Лету. На смену культуре Чульмун на сцену выходит культура периода Мумун (конец третьего тысячелетия до нашей эры – примерно трехсотый год до Р.Х.) Новые обитатели Корейского полуострова отличались от предшественников и по этническому составу (хотя корейцы всю дорогу, тысяч тридцать-сорок лет, были монголоидами), и по своим культурным традициям. Народу на полуострове стало больше, поселения увеличились: если чульмунцы делали только робкие попытки выращивать рис, то мумунцы принялись за дело всерьез – отныне этот злак стал основным продуктом на столе каждого уважающего себя корейца.

 

 

 

Керамика

 

 

 

В области развития технологий производства, понятное дело, мумунцы на месте не стояли: каменные топоры да рубила стали совершеннее, а вскорости  появились и первые металлические инструменты – пока что бронзовые. Народ начинает разделяться по имущественному признаку и вообще развлекаться: по всей Корее прокатилось повальное увлечение сооружением огромных дольменов.

Дольмены – это такие очень стародавние культовые (в основном погребальные) сооружения, старательно сложенные древними трудоголиками из огромных каменюк (средневековые умники уверенно полагали, что этим занимались сказочные великаны). Они широко известны по всему миру, однако корейцы испытывали особенное влечение к подобным штуковинам: на их долю приходится около пятидесяти процентов платенарного дольменного запаса – до войны 1950-1953 годов насчитывалось примерно восемьдесят тысяч этих милых домишек, сейчас имеется около тридцати тысяч. (Зачем (и как) поломали остальные – не совсем понятно). Мумунцы были явными фанатами мегалитического строительства: ведь вес булыжников, которые они ворочали, достигал трехсот тонн!

Как погребальные (точнее, надмогильные) сооружения, дольмены хранили в себе достаточное количество керамических изделий (как и в других культурах, приличный кореец уносил с собою в мир иной массу предметов, которые должны были помочь ему достойно обустроиться на новом месте). Под циклопическими плитами мумунцы оставили массу посуды – а их керамика в своем совершенстве уже ушла весьма далеко от изделий периода Чульмун…

Автор статьи: И. Потапов.