…Первые люди появились на Корейском полуострове раньше, нежели в Японии, но позже, чем в Китае. Однако о раннем периоде развития гончарного дела в Корее известно гораздо меньше, чем о делах соседских керамистов. Лишь совсем недавно археологи раскопали стоянку древних корейских граждан с обломками архаичной посуды и отнесли ее ко времени примерно в восемь тысяч лет до нашей эры – так называемый период Юнгимун. А вот с шестого тысячелетия до Р.Х. по полуострову начитают активно гулять представители неолитической культуры Чульмун, которые оставили после себя массу всевозможных следов – поселения, обиталища и прочее, то есть всякие топоры да рубила, инструменты для обработки всего подряд, охотничьи причиндалы, лодки и так далее. Чульмунцы вовсю занимались рыболовством и собирательством, охотились и уже где-то что-то сеяли для пропитания. Посеяли – выросло, надо сварить: значит, нужна посуда, каковой осталось достаточно много. Собственно говоря, своим названием культура Чульмун (или Чыльмун) обязана именно керамике: «Чульмун» по-корейски это «гребень»; на посуде при помощи штуковины вроде расчески выдавливали незатейливый орнамент. Чульмунская керамика в принципе похожа на ту, что водилась в Японии периода Дзёмон. Делали ее просто: брали глину (иногда для вящей крепости будущего горшка или крынки добавляя туда толченые морские раковины или песок), лепили простенький сосуд способом так называемого спирально-жгутового налепа – из формовочной массы крутили жгуты и укладывали их по спирали, ровняя, расплющивая и уплотняя. Стенки посудин получались очень грубыми; после обжига на обычном костре (при, само собой, весьма низкой температуре) они становились пористыми и хрупкими, темного-оранжевого или буро-желтого цвета. Ну и, как уже упоминалось, наносился орнамент: брутальный и олдскульный оформитель брал допотопную расческу (ну, или столь же допотопную прототипическую вилку) и проявлял творческую фантазию, выдавливая на поверхности подготовленного к обжигу изделия неприхотливый орнамент. Более продвинутые и изобретательные декораторы пользовались в работе штампами из палочек, кусочков костей или морских раковин. Кроме того, для такого дела чульмунские гончары (кстати, как и многие их товарищи по древнейшему керамическому цеху в других регионах планеты) часто применяли готовые инструменты в виде челюстей разных более или менее зубастых (и съедобных) животных: ученые считают, что подобная практика, кроме всего прочего, имела и ритуально-магический характер: дескать, ловись-ка зверь, большой и маленький, почаще, да полезай в горшочек без лишних разговоров; а ты, посудина, вари получше, чтобы было вкусно и на всех хватало… Автор статьи: И. Потапов. |