Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

История керамики: веселый авангардисты, олдскульные оформители и зубастые штампы

…Итак, мы выяснили, что история керамики Японии имеет долгую, интересную и очень насыщенную историю. Сегодня гончары Страны Восходящего Солнца в основном занимаются тем, что, глядя в будущее, чрезвычайно внимательно смотрят в прошлое, постоянно обращаясь к опыту старых мастеров – причем не только собственно японских, но и корейских, и китайских: особенно популярна у них керамика династий Сун и Мин.

В 1950 году в Японии был принят закон о защите культурных ценностей, после чего среди керамистов стало модно (и выгодно) работать в традиционных техниках. Сегодня в стране прекрасно развито фабричное гончарное производство (спрос-то ого-го какой, особенно у туристов), однако активно действуют и кустарные артели, где готовые изделия обжигают во множестве частных печей – просто во дворе своего дома.

Традиционное искусство, конечно, вещь чудесная, но в стране Ямато имеются и свои авангардисты, причем в немалых количествах. После Второй Мировой войны и американской оккупации их работы стали известны, однако это скорее такая забава: насмотрелись на западных пижонистых художников, решили тоже почудить, народ улыбается, но иногда покупает…

Однако пора с Японией заканчивать. Есть ведь еще ее соседка, Корея, чьи мастера, как уже говорилось, оказали значительное влияние на развитие керамики во всем мире.

Корейская керамика

Керамика ручной работы

…Первые люди появились на Корейском полуострове раньше, нежели в Японии, но позже, чем в Китае. Однако о раннем периоде развития гончарного дела в Корее известно гораздо меньше, чем о делах соседских керамистов. Лишь совсем недавно археологи раскопали стоянку древних корейских граждан с обломками архаичной посуды и отнесли ее ко времени примерно в восемь тысяч лет до нашей эры – так называемый период Юнгимун.

А вот с шестого тысячелетия до Р.Х. по полуострову начитают активно гулять представители неолитической культуры Чульмун, которые оставили после себя массу всевозможных следов – поселения, обиталища и прочее, то есть всякие топоры да рубила, инструменты для обработки всего подряд, охотничьи причиндалы, лодки и так далее. Чульмунцы вовсю занимались рыболовством и собирательством, охотились и уже где-то что-то сеяли для пропитания. Посеяли – выросло, надо сварить: значит, нужна посуда, каковой осталось достаточно много. Собственно говоря, своим названием культура Чульмун (или Чыльмун) обязана именно керамике: «Чульмун» по-корейски это «гребень»; на посуде при помощи штуковины вроде расчески выдавливали незатейливый орнамент.

Чульмунская керамика в принципе похожа на ту, что водилась в Японии периода Дзёмон. Делали ее просто: брали глину (иногда для вящей крепости будущего горшка или крынки добавляя туда толченые морские раковины или песок), лепили простенький сосуд способом так называемого спирально-жгутового налепа – из формовочной массы крутили жгуты и укладывали их по спирали, ровняя, расплющивая и уплотняя. Стенки посудин получались очень грубыми; после обжига на обычном костре (при, само собой, весьма низкой температуре) они становились пористыми и хрупкими, темного-оранжевого или буро-желтого цвета. Ну и, как уже упоминалось, наносился орнамент: брутальный и олдскульный оформитель брал допотопную расческу (ну, или столь же допотопную прототипическую вилку) и проявлял творческую фантазию, выдавливая на поверхности подготовленного к обжигу изделия неприхотливый орнамент. Более продвинутые и изобретательные декораторы пользовались в работе штампами из палочек, кусочков костей или морских раковин. Кроме того, для такого дела чульмунские гончары (кстати, как и многие их товарищи по древнейшему керамическому цеху в других регионах планеты) часто применяли готовые инструменты в виде челюстей разных более или менее зубастых (и съедобных) животных: ученые считают, что подобная практика, кроме всего прочего, имела и ритуально-магический характер: дескать, ловись-ка зверь, большой и маленький, почаще, да полезай в горшочек без лишних разговоров; а ты, посудина, вари получше, чтобы было вкусно и на всех хватало…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика Кореи

 

История керамики