История керамики: западные инновации, дама-император и погнутая крыша

…Период Кофун в истории Японии был как бы первой частью эпохи Ямато – времени образования централизованного государства, построенного по китайскому типу. Второй, так сказать, частью (или вторым подпериодом, как говорят ученые) стал период Асука (традиционно датируется 538 – 710 годами).

 

Керамика Японии

 

Японская керамика

 

 

Керамика ручной работы

Именно в 538 году на территории государства Ямато появились эмиссары из Кореи, которые предложили местным принять буддизм. Часть аборигенов согласилась, часть решила продолжать придерживаться верований предков. Как водится, возникли непримиримые противоречия, в разные стороны полетели пух и перья, руководители самых влиятельных аристократических родов повели за собой народ бить друг другу лица. Победили поборники нововведений, представители фамилии Сога, которые повелели всем жить по западным инновационным образцам (ну, Китай и Корея для Японии ведь Запад, правда?), стали поставлять жен к императорскому двору, а потом и вовсе воспитали в своем коллективе первую японскую женщину-императора (императоршу? – не то, императрицу? – как-то совсем уж по-европейски…) Такое дело вызвало понятную зависть у их коллег по аристократическому цеху, и вскорости семью Сога вырезали, но переход на «цивилизованный» путь развития не только не замедлился, а наоборот – весьма ускорился: построили огромное количество буддистских храмов, сделали кальки с китайских законов, заложив кучу булыжников в фундамент «правового государства», народ переписали и обложили налогами, императору присвоили титул тэнно («небесный монарх») и объявили его самым главным начальником, каковым он остается и до сих пор.

Японцы настолько прониклись духом перемен, который тянулся с континента, что им даже разонравилось название собственной страны: «Ямато» превратилось в «Ниппон». С островов в Китай и Корею туда-обратно шастали дипломаты, ученые, поэты, художники (тут надо сказать, что в плане изобразительного искусства японцы сами влияли на корейцев: к примеру, говорят, будто именно они научили последних делать шикарные татуировки, вызывавшие у китайцев насмешки) и, разумеется, торговцы, которые, кроме всего прочего, понавезли в Страну Восходящего Солнца массу всякой изысканной керамики.

Впрочем, нельзя сказать, что она стала предметом для подражания в работе местных гончаров. Начать с посуды: японцы традиционно использовали в качестве предметов сервировки обеденного стола изделия из самых разнообразных материалов, причем глина не всегда стояла на первом месте. Примерно с седьмого века популярной становится деревянная посуда, покрытая лаком; едали и с металлических тарелок; олигархи же, бывало, трапезничали на золоте, запивая чем-то из нефритовых (или из еще более пижонистых) чашек. Керамика же в быту имела в основном вид, доставшийся ей от предыдущего периода Кофун: сероватые горшки «суэки»…

В то время – эпоха Асука и следующая, Нара (710–794) – в Китае (при династии Тан) начали в массовых количествах производить фарфор: в Японии же он не стал популярным и не получил распространения аж до XIV столетия, а свой там стали делать и вовсе в шестнадцатом веке. Вообще же очень долго японские керамисты ковырялись на обочине мирового производства: например, достаточно примитивный ручной гончарный круг использовался до конца XIX в. Правда, подобную ситуацию можно объяснить особенностями менталитета сынов Ямато: как уже говорилось, они то побитую посуду обожали склеивать, то еще чего. Ручная работа (хэнд-мейд, так сказать) всегда ценилась у них исключительно высоко: изделия, слепленные, что называется, на коленке, стоили гораздо дороже тех, что создавались с применением хотя бы минимально продвинутых технологий. Например, техника «тэ-дзукури» предполагала изготовление посуды способом кольцевого налепа (как в неолитическом Дзёмоне). Бывало, гончары-традиционалисты вытягивали руками стенки будущих сосудов из глиняной лепешки-донышка; иногда некруглая посуда вообще делалась из высушенных частей и склеивалась с помощью жидкой глины…

Зато в VII-VIII веках японцы достигли немалых успехов в изготовлении черепицы для кровли – это было особенно важно при строительстве храмов и дворцов. Обычно такая черепица была либо серой неглазурованной (обжиг в восстановительном режиме, о чем уже говорилось), либо покрывалась свинцовой зеленоватой глазурью. Представьте себе, как красиво смотрелась какая-нибудь многоэтажная японская пагода: синева неба, сочная тропическая зелень деревьев – и изумруд черепицы на крыше с изящно загнутыми уголками…

Автор статьи: И. Потапов.

 

 

Керамика в Японии

 

 

 

 

 

Японская керамика

Контакты