Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

Итальянская майолика как одно из направлений в искусстве итальянского Возрождения

Несмотря на то, что понятие «майолика» у нас ассоциируется непосредственно с Италией, своим происхождением само слово обязано острову Майорка, через который в Италию завозился балеарскими кораблями испано-мавританский фаянс. Мягкое произношение итальянцев сделало свое дело, и из «майорки» получилось слово, известное во всем мире.

Современная майолика

Несмотря на снижение спроса на майолику в 17 веке, сегодня возвращается мода на эту разновидность декоративно-прикладного искусства. Майолика от мастерской «Веста-Керамика» – это живописные красочные панно ручной работы. Мастера изготавливают как однотонную плитку, так и с нанесенным изображением. Использование разнообразных тонов и степеней насыщенности эмалей дает возможность придать облицовке любой цвет, что позволяет с безукоризненной точностью подобрать оттенок к конкретному интерьеру.

Интересно, что невозможно встретить две идентичные майолики, так как на ее внешний вид влияет не только температура в печи и состав глазури, но и рука мастера, который глазирует плитку.


Тарелка – образец испано-мавританского фаянса

Тарелка – образец испано-мавританского фаянса


Майоликовые изделия покрываются глазурью дважды

Майоликовые изделия покрываются глазурью дважды


Тарелка, изготовленная в Урбино

Тарелка, изготовленная в Урбино


Появление фарфора положило начало упадку майолики

Появление фарфора положило начало упадку майолики

Что такое майолика?

Итальянская майолика – керамика с покрытием из оловянной глазури – разновидность и важная составляющая декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения. В те времена в качестве загустителя использовалась окись олова, благодаря которой глазурь становилась белой и непрозрачной.

Отличие итальянской майолики от обычной керамики заключается в том, что изделия покрывается не одной глазурью, а двумя различными составами. Перед обжигом по белому «сырому» материалу поверх оловянной глазури плитка расписывается яркими красками, а затем на роспись наносится слой блестящей свинцовой глазури, после чего изделие обжигается при температуре около 1000 ºC.

Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики

Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.

На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.

К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».

К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

  • a quartieri – симметрия по диагоналям;
  • a candelieri – симметрия относительно центра.

Современная майолика

Современная майолика


Меццо майолика

Меццо майолика


Изящное и миниатюрное оформление в стиле гротеск

Изящное и миниатюрное оформление в стиле гротеск

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.