Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

Муравленые изразцы как искусство на Руси

Довольно сложно определить, в каком историческом периоде на Руси стали входить в обиход изразцы. Большинство историков и специалистов предполагает, что они появились вместе с приходом христианства.

Первый русский каменный храм был построен в 10 столетии в Киеве и получил название Десятинная церковь. Он был полностью разрушен в 13 столетии. На его месте современные археологи в ходе раскопок обнаружили схожие с традиционными изразцами керамические изделия, а также мастерскую для их изготовления. Стоит отметить, что уже тогда мастера изготавливали не только терракотовую (неглазированную) плитку, но также и изделия с разноцветной эмалью.


Деревянная форма для изготовления изразцов

Деревянная форма для изготовления изразцов


Образцы муравленых изразцов

Образцы муравленых изразцов


Изразцовый пояс на церковном барабане церкви св.Георгия со Взвоза

Изразцовый пояс на церковном барабане церкви св.Георгия со Взвоза

Появление муравленых изразцов

В домонгольский период для отделки большинства храмов на Руси использовались цветные изразцы. Украшались они, как правило, изображениями растений, животных и птиц. Когда на русские земли пришли татаро-монголы, началось упадничество искусства изготовления изразцов, и только в 15 столетии оно стало понемногу возрождаться. Теперь такими керамическими плитками украшали не только храмы, но также фасады дворцов, домов знати и жилые интерьеры, а потому стала набирать обороты продажа изразцов.

В тот период по большей части мастера занимались изготовлением красных изразцов – плиток, выполненных из красной глины с рельефным узором на лицевой стороне. Однако вскоре эти отделочные материалы стали вытесняться более привлекательными по своему внешнему виду муравлеными изразцами.

Своего рассвета и пика популярности они достигли в 17 столетии. Такое название данные изделия получили из-за прозрачной глазури, которой их покрывали и которую называли муравою. Однако значительно чаще эпитет «муравленый» стали употреблять в более узком значении – так называли изделия, покрытые зеленой прозрачной глазурью, цвета травы-муравы.

Заметим, что свинцовую глазурь начали использовать гораздо раньше – ею еще мастера Древнего Киева оформляли различные глиняные изделия. А в 17 столетии муравленые изразцы стали использовать в качестве отделочного материала для украшения фасадов зданий, а также для облицовки каминов и печей. Лучшими образцами таких изделий было отделано множество русских храмов. С помощью муравленых изразцов также создавались надписи, которыми отделывали в виде фриза наружную поверхность стен.

Ярославль и Псков – оплоты искусства изготовления муравленых изразцов

Особое внимание искусству изготовления муравленых изразцов уделяли ярославские мастера. Именно в этом городе и сегодня можно увидеть облицованные ими здания. Храм Рождества Христова, построенный в 1644 году, – первое церковное строение, украшенное муравлеными изразцами, которыми здесь выложена часть фасада и крыльцо. Однако особого внимания заслуживает изразцовый фриз, на котором записаны имена людей, внесших основные пожертвования на строительство церкви. Муравленые изразцы со временем стали своеобразной визитной карточкой большинства ярославских храмов.

Вторым городом на Руси, имя которого тесно переплетается с развитием искусства изготовления муравленых изразцов, стал Псков. Здесь глазурь для покрытия изделий использовалась еще в 16 столетии. Образцы в виде плит-надгробий можно встретить в склепах Псково-Печерского монастыря, которые датируются второй половиной 16 века.

Еще более ранними работами украшена церковь св. Георгия со Взвоза, построенная в 1494 году. На церковном барабане выполнен изразцовый пояс, на котором можно рассмотреть различные изображения: мифологический зверь, барс, птица и два человека.

Ценинная полихромная керамика как усовершенствованная замена муравленым изразцам

Технологии изготовления изразцов постоянно совершенствовались, что привело к появлению многоцветных изделий. Их стали называть ценинными. Технология их производства заключалась в следующем: поверхность уже обожженных изделий покрывалась разноцветной эмалью, после чего плитку снова обжигали. Такой способ изготовления наделял отделочный материал хорошими прочностными характеристиками, а эмалевым покрытиям обеспечивал долговечность.

Вот такие полихромные изразцы заменили монохромные муравленые, так как позволили создавать яркие красочные композиции, которыми было украшено множество храмов и церквей на Руси в 17-18 столетиях.


Красные изразцы стали вытесняться более привлекательными муравлеными

Красные изразцы стали вытесняться более привлекательными муравлеными


Фасад церкви Рождества Христова в Ярославле, украшенный изразцами

Фасад церкви Рождества Христова в Ярославле, украшенный изразцами


На смену муравленым пришли ценинные полихромные изразцы

На смену муравленым пришли ценинные полихромные изразцы