Русская майолика: национальный характер в красках

Современное керамическое искусство – это пестрая мозаика, неповторимый узор которой составляет богатое разнообразие уникальных методов обработки глины и способов производства. Благородный фарфор, практичный фаянс, красочная майолика – эти разновидности тонкой керамики не только имеют долгую и богатую историю, но и национальные вариации.

Керамика с далекой Мальорки

Такой вид изделий из глины, как майолика, известен далеко за пределами нашей страны. Европейским первоисточником технологии стал крупный остров Балеарского архипелага Мальорка (итал. Maiolica). Из этой части мавританской Испании секреты изготовления майолики попали в Италию, откуда и распространились в другие страны Западной Европы.

Особую славу снискали в мире голландская и итальянская техники, каждая из которых узнаваема благодаря своим уникальным особенностям. Итальянская майолика – это гармоничное сочетание мягких форм и ярких (преимущественно сине-зеленых и желто-зеленых) красок, а голландская – мягкий контраст белого фона и темно-синих или фиолетовых рисунков в виде геометрических фигур, цветочных орнаментов, изображений животных и людей.

Именно из Голландии технология изготовления майоликовой керамики в начале XVIII века попала в Россию. Фабрика, построенная князем Меньшиковым, Московский завод Гребенщикова в Москве, мастерские в Ярославле и Гжели… Русская земля оказалась благодатной почвой для развития производства изделий из майолики.

Технология, проверенная временем

Что же представляет собой классическая майолика? Это керамическая плитка двойного обжига с пористым основанием и покрытием из цветной глазури. Для ее производства применяются компоненты природного происхождения: глина, кварцевый песок и окись железа.

Смесь ингредиентов раскладывается в подготовленные формы и подвергается обжигу с равномерным нагревом, что обеспечивает ей твердость и прочность. Важным условием такой температурной обработки является хорошая циркуляция теплого воздуха, потому печи для изготовления майолики имеют специфическую конструкцию.

Далее следует нанесение на плитку непрозрачной цветной глазури с высоким содержанием олова и второй обжиг, благодаря чему поверхность изделий получается ровной, гладкой и блестящей. Завершающим этапом может стать повторное покрытие плитки блестящей прозрачной глазурью.

Преображая дома и храмы

Основное назначение майоликовой плитки – облицовка внутренних стен жилых помещений. В России широкое распространение приобрела традиция украшать разноцветными изразцами печи, потолки, оконные наличники, а также интерьеры сакральных сооружений: церквей, храмов, соборов. Также в этой технике выполняется объемная керамика для фасада, придающая экстерьерам зданий индивидуальный стиль и величественность.

Еще одна ипостась русской майолики – керамическая посуда. Замысловатые формы с сочной росписью превращают привычные предметы быта – столовые и чайные сервизы, миски, блюда, квасники, кувшины, цветочные горшки и многое другое – в неповторимые явления народного искусства.

Славится отечественная керамика и скульптурой малых форм. Речь идет о расписных фигурках людей, животных, птиц, покупательский интерес к которым, некогда угаснув, сегодня снова возрождается.

У истоков русской майолики

Историю русской майолики принято начинать с рассказа о керамической фабрике, открытой в Стрельне князем Меньшиковым, и заводе Гребенщикова в Москве. Первая была построена по образцу голландских мануфактур и развернула выпуск богатых изразцов с шикарным декором, которые, в основном, предназначались для оформления дворцов и храмов.

Что касается московского завода Гребенщикова, здесь с 1724 года было налажено производство крупной массивной плитки с монохромной росписью. Глиняная основа ее имела желтовато-розовый цвет, а эмаль – синевато-белую окраску. Кроме того, завод освоил выпуск майоликовой посуды и мелкой пластики.

Далее производство майолики было налажено в подмосковном поселке Гжель, где на первых порах выпускалась разноцветная майолика. Параллельно выпуск красивых поливых изразцов начинается и в Ярославле.

Первоначально русские мастера керамической росписи опирались на опыт западноевропейских и китайских художников, однако с течением времени декор плитки и посуды приобретает национальные черты. Эти художественные особенности стали главным свидетельством рождения уникального стиля под названием «русская майолика».

Секрет национальной самобытности

Визитная карточка отечественных керамических изделий – колоритная роспись. Характерные сюжеты в сочетании с самобытной художественной техникой позволяют без труда узнать среди прочих керамических изделий яркие плоды русского майоликового производства.

Классическим рисунком русской майолики являются изящные орнаменты, изображения цветов и предметов быта. Их дополняют оригинальные мифологические сюжеты и жанровые мотивы, удивительно тонко передающие русский народный характер, его доброту и открытость, душевность и тонкий юмор.

Еще одна отличительная черта – цветовая палитра. Прежде всего, это гжельская керамика с характерным сочетанием синей краски с добавлением кобальта на белоснежном фоне.

Однако русская расписная керамика не ограничивается этими двумя цветами. Благодаря добавлению окислов металлов наши мастера научились изготавливать лиловую, желтую, зеленую, коричневую, вишневую, фиолетовую и др. краски и создавать с их помощью настоящие шедевры народного искусства.

Сегодня русская майолика переживает свой ренессанс. Потому встретить самобытную расписную керамику можно и во внутренней и внешней отделке зданий – в виде красивых изразцов, и в интерьере – в качестве оригинальной посуды и забавных фигурок.


Название майолике дал испанский остров Мальорка

Название майолике дал испанский остров Мальорка


Голландская майолика пришла в Россию в начале XVIII века

Голландская майолика пришла в Россию в начале XVIII века


В качестве сырья применяются компоненты природного происхождения

В качестве сырья применяются компоненты природного происхождения


Залог прочности – двойной обжиг

Залог прочности – двойной обжиг


Майолика на фасаде прибавляет строению величественности

Майолика на фасаде прибавляет строению величественности


Монохромная роспись практиковалась на заводе Гребенщикова

Монохромная роспись практиковалась на заводе Гребенщикова


Ярославские изразцы не имеют равных по живописности

Ярославские изразцы не имеют равных по живописности


Изделия русских керамистов уникальны и узнаваемы

Изделия русских керамистов уникальны и узнаваемы


Сегодня интерес к майолике вновь пробуждается

Сегодня интерес к майолике вновь пробуждается

Контакты