Русский изразец как образец декоративного искусства

История становления и развития изразцового искусства на Руси довольно многогранна и необычайно увлекательна. На протяжении нескольких столетий изразцами оформляли внутреннее и внешнее убранство храмов, дворцов, дворянских усадеб. Каждый из этих изразцов, дошедших до наших дней уникален и неповторим, так как расписывались они все вручную. Причем, зачастую их росписью занимались известные талантливые художники.

Особенности использования изразцов в России

Если в Европе узорчатыми плитками оформляли интерьеры помещений, то суровый климат России продиктовал свои условия – здесь изразцы использовали как материал, способный продолжительное время удерживать тепло печей.

В качестве сюжетов для русских печных изразцов брались понятые и простые орнаменты из растительного и животного мира, а также различные незамысловатые сценки из преданий и жизни.

Изразцовое искусство появилось еще в период домонгольской Руси. Первые русские изразцы начали изготавливаться еще в 10-11 столетиях в Древнем Киеве, Старой Рязани и Владимире. На территориях этих областей было найдено много керамических изделий, покрытых полихромными прозрачными глазурями.


В России, с ее суровым климатом, изразцовыми плитками выкладывали камины

В России, с ее суровым климатом, изразцовыми плитками выкладывали камины


Изразец – это керамическая плитка с румпой на оборотной стороне

Изразец – это керамическая плитка с румпой на оборотной стороне


Русские мастера заимствовали более совершенную технику иноземных умельцев

Русские мастера заимствовали более совершенную технику иноземных умельцев

Происхождение слова «изразец»

Само слово «изразец» очень созвучно со словом «образец» — именно так в древности называли керамические изделия, с помощью которых облицовывали фасады дворцов и храмов, парадные покои и печи. Для этих целей нужно было использовать тысячи одинаковых плиток. Это и наделило слово «образец» новым смыслом – «лекало», «модель», которые использовались для создания новых изделий.

Монгольское нашествие стало причиной упадка русской культуры и ремесленничества. Среди всего прочего было утрачено и изразцовое искусство, восстановленное лишь к 15-16 столетиям как терракотовое оформление храмов.

Что такое изразец

Что представляют собой изразцы? Это керамические плитки с румпой (чашей) на внутренней стороне, а также точками, с помощью которых осуществляется крепление плиток к основе (камину или печи).

От обычной керамической плитки изразец принципиально отличается наличием пространства между его задней частью и поверхностью, к которой он крепится. Свободное пространство заполняют глиной, битым кирпичом или песком, что позволяет создать что-то вроде термоподушки, благодаря которой тепло сохраняется дольше. К тому же, благодаря наличию точек крепления изразец прочно крепится к отделываемой поверхности и не отваливается от нее.

Массовое производство керамических отделочных изделий

К массовому производству «красных» изразцов (печных терракотовых изделий из красной глины) в Москве приступили в конце 16 столетия. Их формировали в деревянных формах, в которых был вырезан объемный узор, по методу так называемой «набивки». В этот же период начинают массово производить «муравленые» изразцы, которые по большей части были покрыты зеленой глазурью, из-за чего и получили свое название.

Русские изразцы постепенно перемещаются с фасадов зданий внутрь, становясь элементами интерьера храмов и дворцов. Значительные изменения в русском изразцовом искусстве произошли при Петре I.

Расцвет изразцового искусства при Петре I

В период его царствования начинают изготавливать гладкие живописные изразцы по аналогии с голландскими плитками. Русские мастера умело заимствовали более совершенную технику иноземных умельцев, однако придерживались устоявшихся традиций своего края, наделяя изразцы самобытным русским характером.

Постепенно на смену древним многоцветным изразцам приходит дельфтская керамика, что было обусловлено, во-первых, обучением талантливых русских мастеров кафельному ремеслу в Голландии по инициативе Петра I, а во-вторых, налаживанием двумя пленными шведами производства расписных изразцов с гладкой поверхностью в Ново-Иерусалимском монастыре.

Таким образом, изразец 18 столетия отличается сдержанной цветовой гаммой с гладкой лицевой поверхностью и разнообразными сюжетами, выполненными в стиле росписи. Герои сюжетов – представители разных слоев общества в различных жизненных ситуациях. К концу столетия изразцовая живопись пополнилась полихромными изображениями птиц, букетов и цветов.


Терракотовая плитка из церкви Ризоположения Московского Кремля

Терракотовая плитка из церкви Ризоположения Московского Кремля


Деревянная форма для изразцовых плиток

Деревянная форма для изразцовых плиток


Маска льва (Врубель) покрыта специальной глазурью, не утратившей свой блеск и поныне

Маска льва (Врубель) покрыта специальной глазурью, не утратившей свой блеск и поныне


К концу 18 века на изразцах стали появляться полихромные изображения птиц, букетов, цветов

К концу 18 века на изразцах стали появляться полихромные изображения птиц, букетов, цветов

Налаживание изразцового производства в 19 столетии

19 век ознаменовался широким распространением изразцового производства. В этот период изготавливались различные по стоимости и художественной ценности керамические изделия, предназначавшиеся в основном для отделки печей, которые были на тот момент неотъемлемым элементом русского быта.

В конце 19 столетия для покрытия изразцов была создана специальная глазурь, которая придавала им перламутровый блеск. Судя по дошедшей до нас маске льва работы Врубеля, полностью сохранившей свой блеск и сияние, технология эта оказалась очень эффективной.

После революции 1917 года изразцовое искусство практически сошло на «нет» и начало возрождаться только в 90-х годах минувшего века. Современные русские изразцы снова становятся модным и востребованным элементом декора.

Контакты