Русский изразец: византийский лев, зеленые керамиды и спокойный взгляд на Запад

Русское изразцовое искусство имеет давние и глубокие корни. Звучит вполне банально, но это правда: самые ранние изразцовые плитки, обнаруженные на территории Древнерусского государства, археологи относят к концу X – началу XI века: тогда изразцовый декор применялся в оформлении княжеских палат, причем был не только монохромным, но и многоцветным. На территории Владимиро-Суздальской земли (Старая Рязань, Владимир) найдены первые русские изразцы, покрытые прозрачными глазурями.

Русский изразец

Династический символ Владимиро-Суздальского княжества

 

 

 

Муравленый изразец

Муравленый изразец, около 1650 г.

 

 

 

Изразец печной

Красный широкорамочный изразец г. Ярославль, XVII в.

Подобная традиция пришла на Русь из Византии, однако русские мастера, используя собственный опыт в производстве керамики, значительно обогатили ее, привнеся новые, свойственные нашему менталитету, идеи и взгляд на жизнь человека более, так сказать, северного и сурового; их колористические и стилистические решения уже значительно отличались от византийских образцов: в самом деле, лев для Восточной Римской империи – дело обычное, а для Руси – нечто невиданное, загадочное и страшноватое, поэтому его изображение на полу античной базилики выглядит совсем иначе, нежели в княжеских палатах Андрея Боголюбского: там – просто животное, здесь – сакральный символ княжеской власти…

Можно только гадать, каких высот достигло бы развитие культуры и искусства в Древнерусском государстве, если бы оно не было резко остановлено монголо-татарским нашествием. Многие выдающиеся историко-культурные памятники были уничтожены, мастера, их создававшие, погибли. Многие ремесла, в которых русские опережали европейцев, оказались забыты. Лишь в XV веке началось возрождение производства русских изразцов: созданные псковскими мастерами муравленые изделия, московская терракота, многоцветие рельефов Дмитрова и Старицы XV-XVI – наиболее ранние работы из дошедших до нас.

Каменное зодчество Москвы, в XV веке становившейся одним из центров собирания русских земель, в основном следовало домонгольским традициям Владимиро-Суздальской Руси. Однако внедрение в то время такой строительной новинки, как кирпич, привели к тому, что на смену белокаменной резьбе приходит терракота. В основном ею декорировали храмы, однако не только: к примеру, княжеские палаты 80-х годов XV века  в угличском кремле украшены большемерными плитами с растительным орнаментом. А позже, во второй половине XVI века, в Москве началось производство терракотовых печных изразцов – так называемых «красных». Как и терракотовые плиты, красные изразцы производились из красных глин в резных деревянных формах, затем сушились и обжигались; для крепления изразца с тыльной стороны делалась так называемая румпа. Лицевые поверхности изразцов были покрыты рельефными изображениями: военные сценки, животные, птицы, растительный орнамент…

Еще в древности была известна техника так называемой «муравы» – свинцовой зеленой глазури. После татаро-монгольского нашествия ее начали возрождать во Пскове. Знаменит своей муравленой керамикой Псково- Печерский монастырь, где в стенах подземных галерей находится около сотни муравленых надгробных плит (их называли «керамидами») XVI-XVII веков. Ранние надгробия покрыты богатым орнаментом, поздние – попроще: вычурный шрифт эпитафий заменил украшения.

В плане производства муравленой керамики Псков намного опередил москвичей – едва ли не на полтора столетия: первые из дошедших до наших дней московских муравленых изразцов относятся к тридцатым годам XVII века. (Правда, во время реставрационных работ в храме Василия Блаженного обнаружились цветные изразцы, вмурованные в стены в процессе строительства собора, который возводился как беленый. Изразцы эти были выполнены из светлой глины и покрыты разноцветной стекловидной глазурью).

Тип и сюжеты ранних муравленых изразцов имеют много общего с красноглиняными предшественниками. Для их производства применялись белые и светло-серые глины, некоторые изделия покрыты поливой коричневого цвета (Троицкий собор и Казанская церковь в Муроме).

Со временем русские мастера совершенствуют технологию производства своих изразцов, что позволяет значительно удешевить стоимость их изделий, которые становятся гораздо более доступными. Обращает на себя внимание и прекрасное качество деревянных форм: создававшие их резчики – великолепные художники.

 

Терракотовый изразец

Терракотовая плита, XV в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изразец терракотовый

Плита терракотовая в поясе Рождественского собора Ферапонтова монастыря, XV в.

 В сюжетах декора середины XVII века преобладают своеобычные для Руси мифологические герои: Соловей-разбойник, Бова-королевич, фантастические животные – Единорог, птица Сирин, грифон… Русское искусство и русское ремесло следует в русле своих традиций. Однако уже дает о себе знать и следующее обстоятельство: оправившись от тяжких последствий страшного Смутного времени, Россия расправляет плечи и с интересом смотрит на Запад. В 1654 году у Речи Посполитой отвоеван Смоленск; Киев, мать городов русских, возвращается в пределы Руси. Замечательные западнорусские мастера, впитавшие лучшее из западноевропейской культуры, начинают работать в России…

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты