…В XVII веке Ярославль был очень и очень значимым в России городом: почти во всех отношениях – по количеству населения, в плане развития ремесел, торговли и прочего – он уступал лишь Москве. С исторической точки зрения это вполне объяснимо: в XVI веке исключительное значение приобрел новый торговый путь в Европу – в первую очередь с Англией, – который проходил по Волге и далее – к морскому побережью, и Ярославль, который находился как раз по дороге, стал быстро богатеть. А в начале века XVII, когда на Руси наступило страшное Смутное время, когда страна лежала в руинах, когда от голода умерло до двух третей населения, а в Москве засели польские грабители-интервенты, город стал одной из последних надежд на восстановление реального суверенитета государства. Туда свозились остатки национальных сокровищ, туда устремились немногие уцелевшие мастера русской земли; и после того, как в середине века Россия постепенно окрепла, Ярославль все еще мог соперничать по богатству со столицей.
| Это богатство выражалось не только в количестве накопленных местным торговым людом звонких монет (каковых было даже больше, нежели в собственно в госказне), но и в великолепии архитектуры города. Ярославские храмы украшались чудесной керамикой; и если в московской майолике явно чувствовалось западнорусское влияние, то в Ярославле хорошо просматривались северные народные сюжетные мотивы; если в Москве распространение получило муравление, то ярославские умельцы добились высот в изготовлении полихромных изразцов. Они преуспели в создании оригинальной, ни на что не похожей цветовой гаммы: ярославское узорочье ни с чем не спутаешь. В основном это многоцветные розетки, которые раскрашивались в различные цвета. Этих самых розеток обычно насчитывают шесть разновидностей: одна имеет шесть лепестков, еще одна – двенадцать, а следующие четыре – по восемь. Кроме того, считается, что ярославцы стали едва ли не первыми, кто использовал глазурованный кирпич; они наносили на него поливное покрытие из разноцветных ромбических узоров, создавая эффектные орнаментальные карнизы, антаблементы, пояса. Некоторые ученые считают, что подобные узоры заимствованы из Азии – вроде бы насмотрелись мастера на пышность восточных ковров, попадавших в Ярославль по Волге и не в полном количестве достигавших берегов синеватого, как писал Дюма, Финистера или уж совсем туманного Альбиона… Из ярославских храмов XVII века, украшенных в таком стиле, наиболее известны церковь Иоанна Предтечи и Святые Ворота в Толчковской слободе, церковь Иоанна Златоуста с колокольней в Коровниках, церкви Тихвинская и Богоявления, храм Николы Мокрого (в этой церкви примечателен изразец с двуглавым орлом: пернатый не имеет в лапах ни скипетра, ни державы, и вообще больше похож на в меру добродушного куриного самца). Москвичи, в свою очередь, безусловно, не сдавались: ну а как еще быть боярам, которых стал прижимать даже еще не пресловутый император Петр, а отец его – Алексей Михайлович (пусть и звали его Тишайшим)? Все, попируем напоследок – и возникает в первопрестольной Крутицкий терем, с главы до пят покрытый изразцовой прелестью. Многоцветная полива обволакивала его, словно долгожданный пряник, который до самого последнего момента останется на праздничном столе – разве можно тронуть такую красоту? Нет, нет, нет, и только – любоваться… Да, ну и как же не расцветить Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву? Именно его – то есть Собор Василия Блаженного. Как уже упоминалось (несколько ранее), изначально он был беленым; однако в преддверии петровских реформ храм захотелось как-то украсить, сделать «побогаче», что ли. Вот и расцветили – изразцы там просто великолепны. (Да заодно и рядом, в Кремле, решили устроить на башнях шатровые покрытия – словно бы в пику Никону-реформатору, запретившему шатровое строительство на Руси). Но это стало лебединой песней патриархальной Москвы. Уже не с робостью (пусть и нахально, исподлобья да и с вызовом) смотрела Россия на Запад: все, власть переменилась; за скипетр с державою уверенно ухватился царь Петр Алексеевич, и русский изразец моментально превратился в вытащенную из прорубленного в Европу окна немецко-голландскую «кафлю»… Но история-то русской керамики на этом не закончилась… Автор статьи: И. Потапов.
|
|