Русский изразец: ярославские розетки, колокольня в Коровниках и голландская кафля

…В XVII веке Ярославль был очень и очень значимым в России городом: почти во всех отношениях – по количеству населения, в плане развития ремесел, торговли и прочего – он уступал лишь Москве. С исторической точки зрения это вполне объяснимо: в XVI веке исключительное значение приобрел новый торговый путь в Европу – в первую очередь с Англией, – который проходил по Волге и далее – к морскому побережью, и Ярославль, который находился как раз по дороге, стал быстро богатеть. А в начале века XVII, когда на Руси наступило страшное Смутное время, когда страна лежала в руинах, когда от голода умерло до двух третей населения, а в Москве засели польские грабители-интервенты, город стал одной из последних надежд на восстановление реального суверенитета государства. Туда свозились остатки национальных сокровищ, туда устремились немногие уцелевшие мастера русской земли; и после того, как в середине века Россия постепенно окрепла, Ярославль все еще мог соперничать по богатству со столицей.

Русский изразец

Изразцы надвратного Терема Крутицкого подворья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославские изразцы

Внутреннее убранство Храма Василия Блаженного

Это богатство выражалось не только в количестве накопленных местным торговым людом звонких монет (каковых было даже больше, нежели в собственно в госказне), но и в великолепии архитектуры города. Ярославские храмы украшались чудесной керамикой; и если в московской майолике явно чувствовалось западнорусское влияние, то в Ярославле хорошо просматривались северные народные сюжетные мотивы; если в Москве распространение получило муравление, то ярославские умельцы добились высот в изготовлении полихромных изразцов. Они преуспели в создании оригинальной, ни на что не похожей цветовой гаммы: ярославское узорочье ни с чем не спутаешь. В основном это многоцветные розетки, которые раскрашивались в различные цвета. Этих самых розеток обычно насчитывают шесть разновидностей: одна имеет шесть лепестков, еще одна – двенадцать, а следующие четыре – по восемь.

Кроме того, считается, что ярославцы стали едва ли не первыми, кто использовал глазурованный кирпич; они наносили на него поливное покрытие из разноцветных ромбических узоров, создавая эффектные орнаментальные карнизы, антаблементы, пояса. Некоторые ученые считают, что подобные узоры заимствованы из Азии – вроде бы насмотрелись мастера на пышность восточных ковров, попадавших в Ярославль по Волге и не в полном количестве достигавших берегов синеватого, как писал Дюма, Финистера или уж совсем туманного Альбиона…

Из ярославских храмов XVII века, украшенных в таком стиле, наиболее известны церковь Иоанна Предтечи и Святые Ворота в Толчковской слободе, церковь Иоанна Златоуста с колокольней в Коровниках, церкви Тихвинская и Богоявления, храм Николы Мокрого (в этой церкви примечателен изразец с двуглавым орлом: пернатый не имеет в лапах ни скипетра, ни державы, и вообще больше похож на в меру добродушного куриного самца).

Москвичи, в свою очередь, безусловно, не сдавались: ну а как еще быть боярам, которых стал прижимать даже еще не пресловутый император Петр, а отец его – Алексей Михайлович (пусть и звали его Тишайшим)? Все, попируем напоследок – и возникает в первопрестольной Крутицкий терем, с главы до пят покрытый изразцовой прелестью. Многоцветная полива обволакивала его, словно долгожданный пряник, который до самого последнего момента останется на праздничном столе – разве можно тронуть такую красоту? Нет, нет, нет, и только – любоваться…

Да, ну и как же не расцветить Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву? Именно его – то есть Собор Василия Блаженного. Как уже упоминалось (несколько ранее), изначально он был беленым; однако в преддверии петровских реформ храм захотелось как-то украсить, сделать «побогаче», что ли. Вот и расцветили – изразцы там просто великолепны. (Да заодно и рядом, в Кремле, решили устроить на башнях шатровые покрытия – словно бы в пику Никону-реформатору, запретившему шатровое строительство на Руси).

Но это стало лебединой песней патриархальной Москвы. Уже не с робостью (пусть и нахально, исподлобья да и с вызовом) смотрела Россия на Запад: все, власть переменилась; за скипетр с державою уверенно ухватился царь Петр Алексеевич, и русский изразец моментально превратился в вытащенную из прорубленного в Европу окна немецко-голландскую «кафлю»…

Но история-то русской керамики на этом не закончилась…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Русские изразцы

Изразцовое убранство Крутицого подворья, XVII век

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изразцы в убранстве храма

Храм Василия Блаженного, XVII век

Контакты