Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

Скандинавская керамика

Работа с глиной, изготовление глиняных изделий – древнейшее искусство, которое во многих культурах предшествовало кузнечному делу, и даже ткачеству. Но что касается фарфора, то он является более поздним изобретением человечества: сначала фарфор появился в Китае (в 6-7 веках), и уже значительно позднее в Европе (в 18 столетии).

Стоит заметить, что в скандинавских странах в немалом количестве представлена славянская, а в частности, российская керамика. Это связано с тем, что здесь не было заложено традиции и разработано своих местных технологий изготовления качественных керамических изделий. Поэтому, уже начиная с раннего средневековья, сюда активно импортируются славянские, британские, франкские гончарные изделия.

Скандинавы постепенно переняли славянские технологии изготовления керамики и начали производить аналогичные изделия у себя.


Современная скандинавская керамика

Современная скандинавская керамика


Фаянс эпохи модерна от фабрики Рестранда

Фаянс эпохи модерна от фабрики Рестранда


Флора Данника – знаменитый сервиз королевской фарфоровой мануфактуры

Флора Данника – знаменитый сервиз королевской фарфоровой мануфактуры


Кракелированная керамика

Кракелированная керамика

Керамика Швеции

В Швеции при изготовлении керамических изделий придерживались старинных местных традиций, а потому так называемая «веревочная керамика» в 17 столетии была неглазурованной. Только лишь в 18 веке ее стали иногда покрывать глазурями двух цветов – желтыми и зелеными.

изготовлением игрушек и ярких глиняных блюд, украшенных узорами.

Мануфактура Рестранда

Стокгольмская фабрика Рестранда, начинавшая свою деятельность с имитации делфтской керамики, в последствие стала известной благодаря изделиям, которые украшались в стиле рококо. Чаши и блюда расписывались всевозможными эмблемами и надписями в сине-белой технике с изящно вылепленными спиралями и завитками.

Еще большую славу мануфактуре принес знаменитый орнамент «рен», на котором радиальные линии сходятся от синего бордюра к изображению гербового щита или перезревшего граната, которые располагались по центру.

В начале 19 столетия фаянс был вытеснен покрытыми свинцовой глазурью глиняными изделиями.

Между прочим, мануфактура Рестранда успешно работает и сегодня. Один из современных дизайнеров разработал для нее интересные проекты столовой посуды, а также красивых статуэток животных.

Керамика Дании

В 1722 году в Дании была основана первая в стране мануфактура Сторе Конгенсгаде, где довольно искусно имитировали делфтский фарфор. На протяжении полувека здесь изготавливали исключительно сине-белые керамические изделия, которые украшались многочисленными декоративными мотивами: арабесками, цветами, нарядными виньетками, масонскими символами, раковинами и условными мотивами.

На особом положении у мануфактуры была королевская семья, для которой изготавливали особые тарелки с монограммами королей, восседавших на троне в текущий момент.

Добралось производство скандинавской керамики и до Копенгагена, где во второй половине 18 века гончаром Петером Хофнагелем была запущена фабрика Остебро.

Одним из лучших в стране керамических производств являлась мануфактура Каструпе. Она была оснащена сначала двумя печами – одной для каменной массы и второй для фаянса, а в 1772 году здесь запустили третью печь, в которой производилась «английская керамика».

На фабрике был налажен производственный процесс превосходной ажурной керамики, а также изделий, украшенных рельефным моделированием. Кроме того, здесь изготавливали тарелки с фестончатыми краями, всевозможные письменные принадлежности, украшенные кружевными узорами. Также мануфактура взялась за изготовление бюстов датских королей, которые выполнялись в натуральную величину, изящно расписанных епископских чаш, которые по своей форме напоминали митры.


Древняя скандинавская веревочная керамика

Древняя скандинавская веревочная керамика


Традиционные сине-белые мотивы

Традиционные сине-белые мотивы


Рифленый фарфор по своему внешнему виду очень похож на китайский

Рифленый фарфор по своему внешнему виду очень похож на китайский

Королевская фарфоровая мануфактура

Королевская фарфоровая фабрика, финансировавшаяся государством, выпускала наиболее интересные с точки зрения искусства изделия. Здесь производили белый фарфор, оформленный подглазурным декором, при этом технология была приспособлена к выполнению натуралистической отделки.

Привлекали внимание изготовленные на фабрике фигурки, будто наделенные живой энергией, а также необычные статуэтки крестьян.

Интересен тот факт, что многие изделия покрывались бирюзовой глазурью, очень близкой по своему качеству к старинным иранским глазурям.

Творцы, работавшие на Королевской мануфактуре, не боялись экспериментировать, а потому постоянно придумывали что-то новое. Так в результате многочисленных экспериментов явился на свет очень близкий по своему внешнему виду к китайским изделиям рифленый фарфор, украшавшийся сине-белым подглазурным орнаментом.

Активно развивалось и производство серой кракелированной керамики, отличительной чертой которой являлось то, что размеры кракле (сеточки из маленьких трещин на глазури) были различными и зависели от формы и рисунка будущего изделия. Вазы искусно украшались селадоновыми глазурями.

Копенгагенские фаянсовые мастерские в 20 столетии были заняты изготовлением фаянса, покрытого свинцовыми глазурями, который сильно напоминал традиционную скандинавскую крестьянскую керамику.