Технология производства изразцов

Глину мы привозим из Санкт-Петербурга в виде очищенного от примесей и окислов сухого порошка. Затем мы тщательно ее вымешиваем и отправляем «вылеживаться» на несколько недель, чтобы она стала пластичной и равномерной. Это важный этап, поскольку качество глины впрямую влияет на качество изразца и на его прочность в будущем.

Готовую глину передают мастеру, который пропускает ее через специальный аппарат — экструдер — и дополнительно проминает ее. Очень важно, чтобы в глине не осталось воздуха, поскольку иначе образуются лакуны, которые приведут к разлому изразца. ​Мастер набивает глину в сделанную по проекту художника форму и отправляет изразец в сушку.

Мы работаем с терракотовой глиной, которую надо очень внимательно сушить, избегая попадания прямого солнечного света, перепадов температур и сквозняков. Для этого у нас есть специальные сушильные камеры, в которых мы поддерживаем необходимый уровень влажности и постепенный нагрев.

Если подойти к этому вопросу не столь тщательно, глину может повести и изразец станет непригоден.

И вот наконец, отлежав в сушильной камере более двух недель, изразец готов к первому обжигу. Этот обжиг называют «утильным». Именно после него изделия приобретают свой приятный терракотовый цвет. Надо сказать, что до обжига изделия хрупкие, любые изменения, лепнину необходимо делать до него. Но после обжига они становятся твердыми и изменить в них что-либо уже невозможно.

После бисквитного (утильного) обжига начинается глазурование и роспись изделий. Способов глазурования масса — от нанесения глазурей кистью до полива и окунания.

Художники для росписи используют специальные краски, которые при обжиге вплавляются в глазурь. Краски во время росписи выглядят совсем иначе, чем после обжига, поэтому художники работают как бы «в слепую».

Последний обжиг называют глазуровочным, поскольку именно при нем краски обретают свои истинный цвет. В процессе обжига, при температуре 1200 градусов, происходят сложные химические процессы, поэтому могут происходить неожиданные смешения глазурей. Иногда можно только догадываться о результате, который получится. Живописная майолика — вещь живая, поэтому не всегда предсказуема, но в этом ее ценность и уникальность.

Процесс изготовления изразцов показан художником-керамистом Ильей Куприяновым для телеканала "Загородная жизнь". Благодарим телеканал за этот наглядный видео материал.

Контакты