Технология реставрации изразцов: возвращая шедевры к жизни

Реставрация изразцов представляет собой сложный процесс. Его цель – максимально точно восстановить форму и цвет старинного изделия, сохранив его самобытный облик.

Более просто – менее эффективно

Качественные фасадные изразцы – прочный облицовочный материал, устойчивый к различным испытаниям временем и климатом. Однако существенное механическое воздействие, влияние климатических факторов неминуемо ведут к образованию трещин и сколов, отслоению глазурованного слоя вместе с керамической основой, разрыхлению керамической основы и др.

Современная практика архитектурной реставрации располагает несколькими способами восстановления керамических изразцов:

Способ первый – устранение дефектов поверхности гипсовым или цементным раствором и роспись масляными красками или цветными эмалями на основе синтетических смол.

Методика позволяет достигнуть отличного, но непродолжительного визуального эффекта. Под действием климатических факторов верхний слой довольно быстро меняет свой оттенок, цемент при затвердевании увеличивается в объеме и способен привести к разрушению кладки, а гипс и вовсе не устойчив к длительному воздействию атмосферных факторов.

Способ второй – восстановление отслоившейся эмали с помощью сухих глазурей путем их расплавления газовой горелкой. Благодаря этому расширяется лишь поверхностный слой керамической основы, а все последующие избегают воздействия высоких температур. Однако при остывании керамическая основа дает неравномерную усадку, что нередко приводит к ее растрескиванию. Как итог – расслаивание изразца под влиянием низких температур.

Способ третий – вырубание из фасада сохранившихся изразцов и использование их в качестве образцов для изготовления аналогов в условиях современного производства. Одним словом, путь наименьшего сопротивления. Кроме того, реставрация древних памятников русской архитектуры, украшенных десятками видов изразцов, с применением подобной методики превращается в их уничтожение.

Технология «глиняных слепков»

Сохранить архитектурный памятник и точно воспроизвести разрушенный изразцовый декор – задача-максимум. И все же она решаема – путем снятия слепков с уцелевших изразцов без извлечения их из кладки и последующего изготовления гипсовых моделей, которым предстоит послужить эталонами для создания новых изразцов, идентичных оригинальным.

Эта технология реставрации включает нескольких этапов. Первым из них является фотофиксация керамического декора и «сортировка», то есть выделение типов изразцов и прочих керамических элементов на основании их конструкции, рельефа и цветовой гаммы. Зафиксированные типы помогают составить развертку изразцового декора, которая также служит дефектной картой и позволяет определить объем реставрационных работ.

Далее производится снятие гипсовых слепков. Если восстановлению подлежат неглазурованные терракотовые элементы, в качестве материала для слепка используют пластилин, так как гипсовый раствор может проникнуть вглубь пористых терракотовых черепков. Слепок из пластилина переводится в гипс. С помощью снятого с подлинника слепка профессиональный скульптор изготавливает гипсовую модель, воспроизводящую рельеф оригинала.

Утвержденная соответствующими инстанциями, данная модель служит основой для изготовления увеличенной гипсовой модели нового изразца. Последняя позволяет достичь необходимых размеров изразцов, ведь при обжиге они уменьшают свой объем на 8-12%.

Затем производится конструкция румп новых изразцов, которые являются более низкими в сравнении с оригинальными и имеют отверстия для заливки строительного раствора или крепления с помощью арматуры либо штырей. Именно так новые изразцы фиксируются на стене, ведь кладка стен в процессе монтажа должна оставаться нетронутой.

На этапе изготовления новых изразцов принципиальную роль играет выбор материалов: глин, эмалей и глазурей. Их состав должен не просто максимально воспроизводить оригинал – их качество также должно соответствовать и характеризоваться достаточной прочностью, свето- и морозостойкостью, оптимальной степенью водопоглощения и т. д.

Изготовленные изразцы выборочно подвергаются испытаниям на механическую прочность, водопоглощение и морозостойкость. Данные испытаний представляются заказчику при сдаче готовой продукции.

Реставрация печных изразцов

В случае если реставрации подлежат изразцы для печи, технологический процесс имеет свою специфику. В сравнении с фасадным декором, печные изразцы представляют собой менее объемный, но не менее увлекательный фронт работ.

Прежде всего реставрируемые изразцы подвергаются очистке от грязе-пылевых наслоений. Это можно сделать с помощью дистиллированной воды и поверхностно-очистных активных веществ (ПАВ). Если же изразцы были покрыты побелкой, для снятия наслоений понадобятся и деревянные стеки.

Затем производится визуальный осмотр и фотофиксация, классификация изразцов по группам, описание семантики орнаментов и сюжетов. Детальному анализу подвергается стилистика изображений и композиция орнаментов, предельно точно определяется состав глинистого теста и цветового слоя, описывается форма и толщина сколов. Важным этапом является прорисовка изразца с учетом предполагаемого изображения.

Далее следует склейка фрагментов и тонировка восполненных фрагментов – кропотливая работа, требующая четкого соблюдения рецептуры материалов. Завершающим этапом становится консервация изразцов акриловой пропиткой, которая делает их более устойчивыми к агрессивным влияниям извне.

Современные технологии реставрации изразцов постоянно совершенствуются, арсенал материалов и средств пополняется новыми открытиями. Это позволяет мастерам «Веста Керамики» неустанно совершенствоваться в благородном деле воскрешения произведений керамического искусства.


Крутицкое Патриаршее подворье, Москва

Крутицкое Патриаршее подворье, Москва


Изразцовое декоративное убранство фасада церкви Богоявления ХVII века

Изразцовое декоративное убранство фасада церкви Богоявления ХVII века


Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни


Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург


Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской, Москва

Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской, Москва


Майоликовое панно на фасаде гостиницы «Метрополь» в Театральном проезде, Москва

Майоликовое панно на фасаде гостиницы «Метрополь» в Театральном проезде, Москва


Керамическое панно на фасаде доходного дома М.Н. Миансаровой на Большой Сухаревской площади, Москва

Керамическое панно на фасаде доходного дома М.Н. Миансаровой на Большой Сухаревской площади, Москва


Монохромная глазурованная печь в особняке Набоковых, Санкт-Петербург

Монохромная глазурованная печь в особняке Набоковых, Санкт-Петербург


Монохромная изразцовая печь доме Плотниковой, Архангельск

Монохромная изразцовая печь доме Плотниковой, Архангельск


Антикварная печь угольная начала XX века

Антикварная печь угольная начала XX века

Контакты