Изразцы ручной работы
+7 (495) 720-26-40
post@vesta-ceramica.ru

Виды росписи изразцов

С древности изразцы пользовались спросом и вызывали к себе особое отношение. Стоит отметить, что самые ранние из дошедших до нас образцов этих керамических изделий относятся ко ІІ тысячелетию до н.э. Изготавливать их доверяли только самым искусным мастерам, которые творили настоящие шедевры, покоряющие не только своей красотой, но и высоким качеством. Ведь керамические изразцы создавались и создаются на века, а потому отнюдь не удивляет тот факт, что каждый мастер старался и старается сделать самые красивые и самые прочные изделия.

Изразцовое искусство в Европе и на Руси

Изразцы могли быть расписными и однотонными, гладкими и рельефными. Лучшие керамисты, можно сказать, соревновались друг с другом в стремлении создать неповторимые орнаменты и оригинальные формы.

Как на западе, так и на Руси данное прикладное искусство вошло в историю, вписав в нее яркую красочную страницу. В нашей стране изразцами украшали не только знаменитые на весь мир печи, но также интерьеры и фасады зданий. Особенно богаты изразцовой отделкой монастыри, старинные церкви, а также дворцы и дома знатных вельмож.


Изразцовая печь в Теремном Дворце Московского Кремля

Изразцовая печь в Теремном Дворце Московского Кремля


Голландский стиль росписи – сине-белый рисунок

Голландский стиль росписи – сине-белый рисунок


Муравленый изразец (церковь Спасо-Преображения в Ростове Ярославском)

Муравленый изразец (церковь Спасо-Преображения в Ростове Ярославском)


В основе калужских керамических изделий – несколько основных мотивов

В основе калужских керамических изделий – несколько основных мотивов

Разновидности изразцов

В зависимости от покрытия лицевой поверхности изразцы бывают глазурованные и неглазурованные.

В первом случае керамика покрывается специальной глазурью – прозрачной или цветной стекловидной массой, которую тонким слоем наносят на изделие. После этого плитка подвергается обжигу в печи. Готовое изделие выигрывает на фоне неглазурованного аналога за счет красивого блеска, большей насыщенности красок и глубины цвета.

Придавая изразцам дополнительную прочность и обеспечивая их водо- и газонепроницаемость, глазурь делает изделия практически вечными. Поэтому неслучайно абсолютное большинство сохранившихся до наших времен изразцов – глазурованные.

p>В зависимости от способа декорирования изразцы делятся на гладкоокрашенные и расписные. В последнем случае на плитки сначала наносится роспись, затем они покрываются глазурью и уже после этого отправляются на обжиг.

Виды росписи изразцов

По этому признаку изделия можно классифицировать в зависимости от популярности различных способов стилей в отдельных странах или регионах.

Голландский стиль

Голландский стиль росписи – это сине-белый рисунок. Такие изразцы голландские мастера начали изготавливать в первой половине 17 столетия. Связано это было с тем, что в Голландию попал китайский фарфор, и голландцы были поражены его красотой. Дорогостоящие фарфоровые изделия очень быстро стали востребованными по всей Европе. Мечтой каждого, кто мог себе позволить купить китайский фарфор, было иметь изделия из него у себя дома, а потому европейцы готовы были платить за них приличные деньги.

Так мастера из Дельфты начали подделывать дорогостоящие изделия, самостоятельно изготавливая посуду и нанося на нее китайские орнаменты. Вплоть до начала 19 века дельфтские керамисты сохраняли за собой звание лучших имитаторов китайского фарфора (хотя в действительности они изготавливали скорее фаянс).

Муравленые изразцы

Муравлеными называются изразцы, которые покрыты зеленой прозрачной глазурью, по своему цвету схожей с травой-муравой. Своего расцвета данная техника достигла в 17 столетии, когда оформленные ею изделия использовали не только в качестве отделки фасадов зданий, но также как облицовочный материал для каминов и печей.

Лучшими образцами муравленых плиток украшено множество храмов, причем, не только их главы. С помощью изразцов также выполнялись надписи, располагавшиеся на наружной поверхности стен в виде фриза.

Главными центрами изготовления муравленых изразцов были Псков и Ярославль, где можно и сегодня увидеть много образцов данного вида прикладного искусства.

Суздальские и Владимирские изразцы XVIII века

18 столетие – период расцвета изразцового искусства в Суздале и Владимире. Мастера будто впитали в себя многовековой опыт народной гравюры и иконописи, взяв из него все самое лучшее и применив это в своем творчестве. Одни мастера поражают многоплановостью своих сложных композиций, схожих с клеймами житийных икон, другие – графичной линейностью лубочных картинок.

Все это многообразие композиций, палитр и сюжетов даже сложно выделить как отдельный вид росписи изразцов.

Взятый за основу сюжет помогал родиться окружающему его рисунку: сложными витиеватыми орнаментами окружались пейзажи и фигуры людей, вокруг крепостей и домов можно увидеть угловатые узоры.

Распространенные сюжеты: сцены религиозного и бытового характера, мифологические мотивы, изображения зверей (зайцев, собак, птиц, баранов, оленей) и природы, этнографические и географические рисунки.

Калужский изразцовый промысел

Период конца 18 – начала 19 столетия ознаменовался расцветом калужского изразцового промысла. Здесь керамические изделия расписывались несколькими основными изобразительными мотивами, отличающими их от всех остальных.

Самые популярные сюжеты в этом виде росписи изразцов:

  • «цветки» – в центре на белом фоне цветок, окантованный рамочным медальоном с рокальными завитками;
  • «лимончик» – в центре плитки изображение желтого лимона, а вокруг – голубая рамка;
  • «корзиночка» – вместо лимона изображалась корзина с цветами;
  • «деревцо» – ромбики или шары образуют рамку, внутри которой изображены дубок или елочка на белом овале;
  • «свадебный» – повторяет предыдущую композицию, но с ампирной вазой по центру вместо деревца.

Изразцовая печь 17 века в Толгско-Введенском монастыре

Изразцовая печь 17 века в Толгско-Введенском монастыре


Глазурованные фасадные изразцы

Глазурованные фасадные изразцы


Образец многоцветного Суздальского изразца

Образец многоцветного Суздальского изразца