Разновидности изразцовВ зависимости от покрытия лицевой поверхности изразцы бывают глазурованные и неглазурованные. В первом случае керамика покрывается специальной глазурью – прозрачной или цветной стекловидной массой, которую тонким слоем наносят на изделие. После этого плитка подвергается обжигу в печи. Готовое изделие выигрывает на фоне неглазурованного аналога за счет красивого блеска, большей насыщенности красок и глубины цвета. Придавая изразцам дополнительную прочность и обеспечивая их водо- и газонепроницаемость, глазурь делает изделия практически вечными. Поэтому неслучайно абсолютное большинство сохранившихся до наших времен изразцов – глазурованные. p>В зависимости от способа декорирования изразцы делятся на гладкоокрашенные и расписные. В последнем случае на плитки сначала наносится роспись, затем они покрываются глазурью и уже после этого отправляются на обжиг. Виды росписи изразцовПо этому признаку изделия можно классифицировать в зависимости от популярности различных способов стилей в отдельных странах или регионах. Голландский стиль Голландский стиль росписи – это сине-белый рисунок. Такие изразцы голландские мастера начали изготавливать в первой половине 17 столетия. Связано это было с тем, что в Голландию попал китайский фарфор, и голландцы были поражены его красотой. Дорогостоящие фарфоровые изделия очень быстро стали востребованными по всей Европе. Мечтой каждого, кто мог себе позволить купить китайский фарфор, было иметь изделия из него у себя дома, а потому европейцы готовы были платить за них приличные деньги. Так мастера из Дельфты начали подделывать дорогостоящие изделия, самостоятельно изготавливая посуду и нанося на нее китайские орнаменты. Вплоть до начала 19 века дельфтские керамисты сохраняли за собой звание лучших имитаторов китайского фарфора (хотя в действительности они изготавливали скорее фаянс). Муравленые изразцы Муравлеными называются изразцы, которые покрыты зеленой прозрачной глазурью, по своему цвету схожей с травой-муравой. Своего расцвета данная техника достигла в 17 столетии, когда оформленные ею изделия использовали не только в качестве отделки фасадов зданий, но также как облицовочный материал для каминов и печей. Лучшими образцами муравленых плиток украшено множество храмов, причем, не только их главы. С помощью изразцов также выполнялись надписи, располагавшиеся на наружной поверхности стен в виде фриза. Главными центрами изготовления муравленых изразцов были Псков и Ярославль, где можно и сегодня увидеть много образцов данного вида прикладного искусства. Суздальские и Владимирские изразцы XVIII века 18 столетие – период расцвета изразцового искусства в Суздале и Владимире. Мастера будто впитали в себя многовековой опыт народной гравюры и иконописи, взяв из него все самое лучшее и применив это в своем творчестве. Одни мастера поражают многоплановостью своих сложных композиций, схожих с клеймами житийных икон, другие – графичной линейностью лубочных картинок. Все это многообразие композиций, палитр и сюжетов даже сложно выделить как отдельный вид росписи изразцов. Взятый за основу сюжет помогал родиться окружающему его рисунку: сложными витиеватыми орнаментами окружались пейзажи и фигуры людей, вокруг крепостей и домов можно увидеть угловатые узоры. Распространенные сюжеты: сцены религиозного и бытового характера, мифологические мотивы, изображения зверей (зайцев, собак, птиц, баранов, оленей) и природы, этнографические и географические рисунки. Калужский изразцовый промысел Период конца 18 – начала 19 столетия ознаменовался расцветом калужского изразцового промысла. Здесь керамические изделия расписывались несколькими основными изобразительными мотивами, отличающими их от всех остальных. Самые популярные сюжеты в этом виде росписи изразцов: - «цветки» – в центре на белом фоне цветок, окантованный рамочным медальоном с рокальными завитками;
- «лимончик» – в центре плитки изображение желтого лимона, а вокруг – голубая рамка;
- «корзиночка» – вместо лимона изображалась корзина с цветами;
- «деревцо» – ромбики или шары образуют рамку, внутри которой изображены дубок или елочка на белом овале;
- «свадебный» – повторяет предыдущую композицию, но с ампирной вазой по центру вместо деревца.
|