Ярославские изразцы как историческая и художественная ценность

Можно без преувеличения сказать, что на территории России не найти второго такого города, как Ярославль, где архитектурная керамика сыскала столь большую славу. Этот город был вторым по значимости после Москвы, при этом богатств здесь сосредоточилось больше, чем в государственной казне. Между этими двумя великими городами наблюдалось неприкрытое соперничество, которое ярко проявилось и в керамическом производстве.

Ярославль стал местом расцвета искусства полихромных изразцов, которые и сегодня являются ярким образцом яркой и неповторимой керамики России. Местными мастерами был создан не только узнаваемый типично ярославский узор, но и собственная цветовая гамма.


Ярославские изразцы и поныне пользуются большой популярностью

Ярославские изразцы и поныне пользуются большой популярностью


Существовало шесть видов розеток с разным количеством лепестков

Существовало шесть видов розеток с разным количеством лепестков


Также популярным мотивом были изображения птиц

Также популярным мотивом были изображения птиц


Храмозданная надпись по фризу церкви Рождества Христова

Храмозданная надпись по фризу церкви Рождества Христова

Коровницкая слобода – центр изготовления ярославских изразцов

Если верить плану города 1777 года, который хранится в областном краеведческом музее, здесь было сосредоточено 19 керамических заводов. Центром изготовления изделий из керамики была Коровницкая слобода, где располагались 18 из них. Заводы, на которых изготавливались изразцы, назывались гончарными. Переход изразцового искусства в технически оснащенные цеха предприятий керамической промышленности произошел только в 19 столетии.

Расцвет местного производства пришелся на конец 18 столетия. Умельцы успешно перенимали опыт и секреты московских и белорусских мастеров. Пышная нарядная облицовка плитками в данный период использовалась в основном для отделки храмов, в чем можно убедиться, глядя на церкви Павла и Петра на Волге, колокольни и церкви Иоанна Златоуста.

Разнообразие ярославских изразцов

В Ярославле керамические изделия изготавливались в пяти-шести разновидностях с рельефными изображениями.

Наиболее ходовым мотивом ярославских изразцов была цветочная розетка, украшенная различными цветами. Выделяется шесть видов таких розеток: один из них был с шестью крупными лепестками, один – с двенадцатью и четыре – с восемью.

Данный орнамент символизировал благополучие, что и объясняет его необычайную популярность в купеческом городе. За основу был взят московский прототип, при этом в керамике из Ярославля данный мотив был представлен более чем десятком видов (всевозможными вариациями на тему полевых цветов). При помощи этих розеток создавались уникальные в своем роде изразцы. Их ставили вертикально на угол, что позволяло образовать керамические лопатки, присущие только ярославской керамике.

Кроме того, популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, в различных способах обрамления, заморские фрукты и ягоды, воплощавшие собой народные поверья.

Стоит заметить, что у каждого из сюжетов было свое значение. Так, грифон выступал олицетворением надежной защиты, соловей – молодости, райская птичка – мечты о светлом будущем, единорог – процветания, а птица Сирин – материнства.

Фризы обычно украшали с помощью орнамента «растительный завиток», который мог представлять собой как простую композицию, так и довольно сложную.

Храмы как свидетельство мастерства ярославских керамистов

На зеленых муравленых изразцах, которыми облицована церковь Михаила Архангела, можно увидеть рельефные изображения вооруженных людей. Тихвинская церковь при храме Николы Мокрого обрамлена красными терракотовыми рельефными изразцами, на которых изображены олени, птицы, розетки.

Особый интерес представляет собой Церковь Рождества Христова (1644 года) – первый храм в Ярославле, где при декорировании стен были использованы изразцы. Вставки из них стали украшением фасадов крыльца и галерей, а также парапетов надвратной церкви.

Однако наиболее интересна расположенная на фасадах здания довольно необычная храмозданная надпись из изразцов, которая опоясывает четверик под основанием закомар. Как правило, в подобных случаях в надпись вписывались имена духовных и светских правителей, в чье правление строился и освящался храм. Однако Гурьевым хватило смелости пополнить список и своими мирскими именами.

Эмалевые многоцветные ярославские изразцы


Наиболее ходовой мотив  – цветочная розетка

Наиболее ходовой мотив – цветочная розетка


Керамические лопатки были характерной особенностью ярославской керамики

Керамические лопатки были характерной особенностью ярославской керамики


Изразцовые наличники окон церкви Николы Мокрого

Изразцовые наличники окон церкви Николы Мокрого


Окаймлялись ленты из изящных кирпичей широкими изразцовыми карнизами

Окаймлялись ленты из изящных кирпичей широкими изразцовыми карнизами

В конце 17 столетия большой популярностью в Ярославле пользовались ценинные (эмалевые многоцветные) изразцы, появление которых стало результатом деятельности белорусских мастеров из литовских земель. Именно благодаря им раскрылись секреты производства глухих оловянных эмалей, которые были представлены в то время четырьмя цветами: синим, желтым, белым и бирюзово-зеленым. Кроме того, для окончательной обработки керамики использовали прозрачную коричневую поливу, приобретавшую на поверхности красного черепка красивые оттенки.

К тому же, ярославским гончарам удалось опередить время в применении глазурованного кирпича. В наши дни этот прием завоевал широкую популярность и используется практически повсеместно. В Ярославле внешняя сторона кирпича покрывалась поливой, на которую затем наносили ряд цветных ромбиков.

Окаймлялись ленты из таких изящных кирпичей широкими карнизами из изразцов, на которых был изображен цветочный орнамент. По одной из версий прародителями затейливых узоров изразцовых наличников были драгоценные восточные ковры, которые довольно часто попадались в Ярославле, расположенном на оживленном торговом пути из Азии по Волге.

Контакты