Гжельские изразцы: красота, неподвластная времени

Рождению самобытного ремесла всегда предшествует долгая история. Свою уникальную историю имеет и технология изготовления гжельских изразцов, ставших визитной карточкой русского керамического искусства.

Истоки великого ремесла

Возникновение гжельской традиции предваряло несколько этапов развития ценинного дела. Так, первые обожженные керамические изразцы, украшенные объемным узором в виде орнамента и покрытые налитой глазурью, появились в России в конце XV – начале XVI веков.

К концу XVI века в Москве было налажено производство терракотовых печных изразцов, которые изготавливались из красной глины методом «набивки» – с применением деревянных форм с вырезанным объемным рисунком. В это же время здесь начинается и выпуск муравленых изразцов, то есть покрытых муравой – полупрозрачной зеленой глазурью, содержащей свинец.

«Золотым веком» в истории русских изразцов принято считать вторую половину XVII века, когда широкое распространение получают рельефные многоцветные изразцы, покрытые непрозрачной глазурью, и в яркие керамические панно одеваются бесчисленные печи и фасады зданий и сооружений.

Эпоха великих открытий

Знаковой фигурой для развития ценинного дела в России стал Петр I, благодаря которому отечественное изразцовое искусство XVIII века испытало благотворное влияние европейских художественных тенденций.

Посещая в 1697–1698 годах Голландию, первый российский император обратил внимание на прекрасные «кафели». Голландские изразцы привлекли Петра I своей гладкостью рисунка и более приглушенной цветовой гаммой. Вскоре он отдал приказ, благодаря которому в России было открыто новое направление в изразцовом искусстве.

Чужеземные изразцы представляли собой гладкие глиняные пластинки, покрытые непрозрачной белой эмалью, поверх которой синей глазурью наносился рисунок. Краска для росписи изготавливалась с применением кобальта, который, как известно, позволяет художнику получить любые оттенки синего и голубого цветов.

Так зарубежный опыт изготовления изразцов лег в основу нового направления в русском керамическом искусстве, которое и в наши дни, то есть три столетия спустя, остается образцовым и носит название «гжельская керамика».

Благодатная русская почва

Изначально для изготовления голландских изразцов применялась местная глина, добываемая в окрестностях Москвы. Спустя какое-то время для повышения качества изделий в нее стали добавляться мергель.

Технология производства расписной плитки в те далекие времена выглядела следующим образом. Готовую глиняную массу раскладывали в специальные формы-каркасы, а излишки сырья удалялись с помощью обычной скалки. Подсохшие глиняные пластинки обжигали в специальных печах и после остывания покрывали белой глазурью. Далее на них наносился рисунок: основа – с помощью трафарета, а мелкие детали – вручную. Завершающим этапом был вторичный обжиг, закрепляющий на плитке рисунок и придающий изразцам повышенную прочность.

Благодаря образованию, которое русские мастера получили в Голландии, уже в XVIII веке они были способны производить бело-синие изразцы на родине.

Рождение «голубой сказки»

Одним из крупнейших керамических центров в то время становится Гжель – район, состоящий из 27 деревень и находящийся в 60 километрах от Москвы. Это место издревле славилось необычайно чистой глиной.

Совершенствуя технологии керамического производства, поколения гжельских мастеров прошли путь от простых глиняных изделий до чудесных творений из полуфаянса, фаянса и фарфора и создали самобытную традицию росписи подглазурным кобальтом.

Технология гжельской росписи – многоэтапный процесс. После предварительного, или утильного, обжига будущее изделие попадает в руки живописцев. Художники наносят на белоснежную поверхность рисунки, используя синюю краску с окисью кобальта, после чего изделие подвергается глазуровке. Заключительным этапом является так называемый политый обжиг, то есть окончательный обжиг готового изделия.

Данная технология подглазурной росписи дошла до наших дней и успешно применяется и совершенствуется современными керамистами, в том числе и мастерами «Веста Керамики».

Секреты уникального искусства

Гжельские изразцы невозможно спутать с какими-то другими керамическими изделиями. Казалось бы, как может русская поэтическая душа, всегда жаждущая свободы, ограничиться всего двумя цветами и находить в их гармонии бесконечный источник вдохновения. Но гжельская роспись по керамике – это не просто два цвета.

Синий цвет гжельских изразцов – это целая палитра оттенков, возникающих благодаря пресловутому гжельскому мазку. А глубину и сочность этих красок усиливает контрастирующий с ними белый фон.

Однако правильно распорядиться таким секретом способен далеко не каждый умелец. Задача живописца – создать сбалансированный, гармоничный узор с правильным распределением цвета и «взвешенным» центром.

В итоге на свет рождаются уникальные растительные и геометрические орнаменты, сюжеты из народной жизни прошлого, миниатюрные пейзажи. Запечатленным под стекловидным слоем глазури, этим неповторимым картинам суждено согревать своей красотой не одно поколение, ведь гжельские изразцы неподвластны времени.

Синь и чистота русской души

Чем же покорили бело-синие заморские «кафели» русского человека? Ведь цветные изразцы производились на Руси и прежде. Конечно, их ни с чем не сравнимой красотой!

Эстетические достоинства гжельских изразцов высоко ценились среди простого народа и в кругах русской аристократии. Примечательно, что и в наши дни старинные изразцы сохраняют свой первоначальный внешний вид и остаются настоящими произведениями керамического искусства.

Не удивительно, что сегодня искусство гжельских мастеров переживает свое второе рождение, а спрос на декоративные панно из изразцовой плитки пользуются высоким спросом у наших заказчиков.


Морской кабинет в Меньшиковском дворце, Санкт-Петербург (XVIII в.)

Морской кабинет в Меньшиковском дворце, Санкт-Петербург (XVIII в.)


Старинные муравленые изразцы на фасаде монастыря в Борисоглебске

Старинные муравленые изразцы на фасаде монастыря в Борисоглебске


Подлинный голландский изразец XVIII века

Подлинный голландский изразец XVIII века


Изразцовая печь барочного типа в Суздальском кремле (XVIII в.)

Изразцовая печь барочного типа в Суздальском кремле (XVIII в.)


Печная кафля в сине-белой росписи, Москва (вторая треть XVIII в.)

Печная кафля в сине-белой росписи, Москва (вторая треть XVIII в.)


Изразцовая печь в Китайской гостиной Александра I. Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Изразцовая печь в Китайской гостиной Александра I. Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург


Изразцовая печь в трапезной Юсуповского дворца, Москва (XVIII в.)

Изразцовая печь в трапезной Юсуповского дворца, Москва (XVIII в.)


Изразцовые печи. Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Изразцовые печи. Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург


Потолок предспальни в Меньшиковском дворце, Санкт-Петербург

Потолок предспальни в Меньшиковском дворце, Санкт-Петербург


Изразцовая печь в Летнем дворце Петра I, Санкт-Петербург

Изразцовая печь в Летнем дворце Петра I, Санкт-Петербург


Изразцовая печь барочного типа в Суздальском кремле (XVIII в.)

Изразцовая печь барочного типа в Суздальском кремле (XVIII в.)

Контакты