История керамики: бронзовые монетки, расписная черепаха и очень высокие горы

…Ну так вот: в свое время товарищи ученые, которые доценты с кандидатами, были снова поставлены в тупик мастерами древнекитайской керамики: возник мучительный вопрос – а вот как так у них получается глазурь?..

Керамика

 

 

 

Керамика ручной работы

 

 

 

Керамика древнего Китая

Загадку нынешним корифеям науки в области археологии и прочего тумрайдерства подбросили керамисты эпохи Шань-Инь (вторая половина второго же тысячелетия до Р.Х.). Надо сказать, что именно в это время закладываются основы китайской государственности и культуры: это – первая из китайских династий, документально, так сказать, зафиксированная; до того были сплошь легендарные цари да местные Прометеи, которые ходили по облакам, учили людей смотреть на звезды и занимались прочими чудачествами. Современные тумрайдеры (то бишь археологи-гробокопатели, но по-буржуйски звучит элегантнее) относят именно к данной эпохе первые из нарытых ими китайских иероглифов, с упоением нанесенных древними обитателями Срединного государства (точнее, Центрального: так китайцы сами себя называют, Чжун-го) на дощечки, гадательные кости, керамику и черепашьи панцири (наверное, именно это подразумевается в идиоме «расписать как Бог черепаху»). Именно шаньские гурманы просекли все величие и все великолепие чая; именно они стали платить за него знаменитыми бронзовыми монетками с дырочками; и именно они стали использовать для наливания (впрочем, не только чая и не только для наливания) красивые сосуды, покрытые глазурью.

На смену изысканной, но довольно скучноватой черной керамике пришла керамика белая. Однажды кто-то из особо любознательных шаньских керамистов в поисках творческого вдохновения шатался по окрестным горам, задумчиво ковырялся в земле и вдруг наткнулся на кусок замечательно белой глины, которая оказалась ставшим впоследствии знаменитым каолином. Пощупал ее мастер, пощупал, включил логику (ну, или воображение), криком процитировал по-китайски Архимеда и ломанулся домой, к своим инструментам и печке – совершать переворот в гончарном деле.

Каолин – или гаолин, «высокие горы», – вид глины с особым, отличным от других минеральным составом и малым количеством окислов железа (формулу приводить не будем: ну ее). Так вот такая глина позволяет создавать керамику замечательно белого (в худшем случае – изысканно-сероватого) цвета, не похожую ни на что иное. Кстати, пока мастер керамики сломя голову мчался с тех самых высоких гор, его озарила еще одна прекрасная идея – а не покрыть ли будущий красивый горшок еще и глазурью?..

Да, шаньцы действительно изобрели керамическую глазурь. Катясь ли кубарем с горы, вдумчиво ли и многократно экспериментируя – ну суть важно: главное, что готовые сосуды начали покрывать стекловидной массой. Это могла быть или так называемая зольная (когда при обжиге на изделие попадают частички золы) глазурь, или полевошпатная – когда специально примешивают различные силикаты, но в любом случае получалось очень красиво. Однако и без глазури крепкая и тонкая керамика на основе каолина смотрелась весьма даже. Конечно, это был еще не знаменитый фарфор – о нем позже, – но уже и не обычный грубоватый горшок…

Вот такие вот умные шаньцы. После них работали мастера эпохи Чжоу, которая продолжалась с конца второго тысячелетия до Р.Х. по 221 год до нашей эры. Они, как это принято говорить, под чутким руководством (ну, если не партии, то уж наверняка вдохновляясь речами и деяниями живших как раз в то время Конфуция и Лао-цзы) развили и упрочили достижения китайских керамистов предыдущих поколений: к примеру, при изготовлении сосудов чжоусцы начали одновременно использовать глину разного цвета и сорта. То есть взяли один кусок темный, а другой – светлый, намяли, намешали, поместили на гончарный круг – и давай его вертеть. В результате получается нечто оригинальное, с красивыми разводами и расплывами, а при обжиге эффект сохранялся. (Кстати, говорят, что нынешние керамисты-авангардисты тоже являются активными приверженцами подобных выкрутасов и вовсю лепят разноглиняные горшки на потеху утомленной от излишней простоты публики).

Однако все же едва ли не самым главным достижением чжоусских мастеров явилось изобретение ими знаменитых (опять «знаменитых»! но тут уж ничего не поделать) селадоновых глазурей…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Шаньские керамисты

 

 

 

 

 

Керамика ручной работы

Контакты