История керамики: чиновники-наркоманы, полезный авантюризм и загадочный русофил

…Китайцы, для которых Корея всегда была кем-то (или чем-то) вроде младшего дальнего родственника, очень ревниво отнеслись к тому, что какие-то там левые японцы довольно-таки нахально предъявили претензии на влияние в подшефном для Поднебесной регионе. Они хорошо понимали значение заключенного между Чосоном и Японией Канхваского соглашения 1876 года и его возможные последствия, поскольку империя Цин к тому времени сама поназаключала кучу так называемых «неравноправных договоров» с западными державами, в результате которых китайцы с собственном доме оказались на положении гостей. Все у них там стало плохо: к примеру, после того, как англичане получили право беспрепятственно ввозить в Китай тысячами тонн бенгальский опиум, в стране молниеносно распространилась повальная наркомания, которая привела к деградации и смерти миллионов граждан Срединной империи, причем как простых крестьян, так и чиновников, вплоть до самых высокопоставленных: в некоторых министерствах процент торчков доходил до шестидесяти. Имелись и территориальные потери: благодаря напористости и здоровой наглости молодцеватого дипломата и авантюриста графа Игнатьева (эта история – вообще тема для приключенческого романа), Поднебесная была вынуждена признать за Россией права на Приморье (которое нынче китайцы на своих картах грустно закрашивают собственными цветами: а что поделать, все было по закону и взаимному согласию – и вообще, нефиг за один стол с русскими садиться, коли нету у тебя в запасе лишней печени).

Корейская керамика

Керамика Кореи

Дабы укротить японские аппетиты в Корее, китайцы вынудили чосонцев заключить аналогичный Канхваскому договор со Штатами. А потом пошло-поехало: Англия, Германия, Франция и Россия справедливо решили не оставаться в стороне и тоже обзавелись красивыми бумагами с внушительными печатями, обязующими Корею стать «цивилизованной страной» с отворенными воротами, причем с Россией корейцы подружились откровенно назло Китаю, чтобы не сильно выделывался и не указывал. (Кстати, и тут возникает тема для авантюрного романа: сближению Кореи с ее северным соседом очень способствовал германский подданный барон фон Мёллендорф, который служил при короле Коджоне на высших государственных должностях. Загадочная для западных историков личность: немецкий дипломат, работал сначала советником в Поднебесной, потом был послан проводить прокитайскую политику в Чосон, где с порога заявил тамошнему королю, что американские военные инструкторы – фуфло (что чуть позже, когда убили королеву Мин, вполне подтвердилось) и надо вместо них приглашать русских, и что вообще Россия – самый лучший для Кореи друг).

Короче, весело стало жить Корее с открытыми дверями. Причем ситуация там была иной, нежели у соседей: Япония реально модернизировалась и конкретно готовилась к большой войне; Китай стал напоминать проходной двор, в котором между валяющимися тут и там вконец сторчавшимися наркоманами бродили в поисках легкой наживы европейские цивилизаторы; а в Корее случилась засуха, которая, по мнению народа, была связана с неправильной внешней политикой правительства, в связи с чем король в строго определенный придворными учеными день самолично обратился к небесам с нижайшей просьбой о ниспослании дождя.

Возможно, благодаря молитве, возможно, согласно законам природы, но дождик в конце концов пошел: наступила пора чинить прохудившиеся крыши. Выше уже говорилось, что о корейской керамике XIX века известно не слишком много, но вот черепицу для крыш тамошние крестьяне как делали тогда, так делают и сейчас – по одинаковой технологии.

Черепичные крыши – вообще традиционная корейская фишка. Любопытно, что по традиции южане в деревнях до сих пор используют черепицу невзрачного серенького колёра, а северяне – наоборот, любят цвета поярче, оранжевые или красные. Мастерские строились чуть ли не в каждой деревне, как правило, на околице и рядом с залежами глины – обычной, не каолиновой или еще какой-то специфической.

Как полторы сотни лет назад, так и сегодня глину сначала измельчали с помощью примитивной дробилки, а потом просеивали через крупное сито. Потом добавляли песок и воду: далее было нужно, как это обычно рекомендуется в кулинарных рецептах, все «тщательно промешать»…

Автор статьи: И. Потапов.

История корейской керамики

Керамика ручной работы

Контакты