История керамики: добрый сюзерен, новая эпоха и развеселые даосы

…Выкопали, значит, ученые-синологи цинских терракотовых керамических бойцов, стали рассматривать: оказалось, что глиняные фигуры когда-то были раскрашены, но от времени краска облупилась, стерлась и практически исчезла; однако сами солдатики-переростки еще ого-го как крепки – даром что двадцать три столетия под землей проскучали.

Керамика

Керамика эпохи Хань

Керамика ручной работы

Кроме того, археологи с удивлением обнаружили, что эти самые древние солдатики выглядят не то что нынешние, с поточного конвейера: каждый сделан по индивидуальному заказу – в том смысле, что из восьмидесяти сотен неодушевленных императорских бодигардов нету ни одной пары близнецов, все совершенно не похожи друг на друга: рост, доспехи, позы – всё разное и разнообразное. И, что самое главное, – лица сугубо индивидуальны. Для историков и прочих антропологов с этнографами подобный факт явился настоящим подарком – сразу видно, откуда, из каких стран, городов и весей  повелитель Поднебесной набирал рекрутов: изучай не хочу.

Кроме терракотовых воинов, под землею обнаружили энное количество (чуть ли не каждый день постоянно выкапывают) глиняных лошадей – просто так или впряженных в колесницы; а еще, что интересно, соратники императора по последнему его загробному походу в руках сжимали не декоративное, а самое настоящее оружие: видно, Цинь Шихуан-ди собирался не на шутку биться с обитателями потустороннего мира. (Впрочем, в какой-то момент (еще давно, вскоре после смерти властителя) солдатиков разоружили (без спроса, разумеется) некие не в меру шустрые личности, остро нуждающиеся в реальных мечах, копьях и арбалетах).

В общем, сделал император щедрый подарок как потомкам, так и современникам: первые любуются великолепной керамической скульптурой, вторые же были крайне довольны тем, что на бой с подземными – ну, или какими еще другими – демонами сюзерен прихватил глиняных болванов, а не живых людей, которых мог по существующей доброй традиции запросто и закопать, тем более что нрава он вполне сурового: согласно легенде, Цинь Шихуан-ди, жаждавший обрести бессмертие, как-то раз осерчал на конфуцианских грамотеев, оное в практическом понимании отвергавших, и повелел 460 граждан из числа скептиков закопать живьем. (Бессмертия он, понятное дело, не получил: экспериментируя с различными вариантами эликсиров долголетия, как-то раз от большого ума хватанул ртути – с предсказуемым и скорым результатом). Да и примеров для подражания в деле кровожадности у объединителя Китая было предостаточно: за год до его рождения циньский же полководец Бай Ци после битвы при Чунпине приказал зарыть в сыру землю четыреста тысяч пленников. Так что Шихуан-ди был еще вполне себе добряк…

Но да ладно; хватит о славном императоре. Помер и помер, в конце-то концов: был уверен, что его династия просуществует десять тысяч лет, продержалась после его смерти четыре года. Бывает. Наступила эпоха Хань: сначала, как и положено, в погоне за новой жизнью китайцы с большим энтузиазмом лупили друг друга почем зря, затем наступил период относительного спокойствия. Продолжали делать керамические фигурки, достигнув в этом вопросе значительных успехов; если цинские терракотовые громилы должны были всем своим видом пугать (и успешно пугали), то ханьцы уважали миниатюрность и изящество (крикливой роскоши, впрочем, тоже вовсе не чурались). К примеру, керамические солдатики, которые по привычке все еще толпились в погребениях, стали меньше – по колено, и свирепости у них значительно поубавилось. Танцовщицы, слуги и служанки, фигурки мифологических персонажей, птички, рыбки и прочие лягушки – ханьская традиция и в быту, и в загробном мире. Модной стала (существовавшая, впрочем, и раньше) еще одна традиция: изготовление керамических сосудов, имитирующих бронзу. Гробницы ханьских императоров битком набиты первоклассной керамикой, причем самой разнообразной: посуда, статуэтки, фигуры, выполненные по принципу кукол – туловище глиняное, а руки – деревянные, чтобы на досуге (видимо, преемники правителя Циня собирались на том свете хорошенько отдохнуть и расслабиться) поиграться можно было.

Вообще же эпоха Хань многими считается временем расцвета китайской культуры. В этот период закладываются базовые принципы народного менталитета, прекрасно себя чувствуют как серьезные конфуцианцы, так и развеселые даосы, а еще в Поднебесной начинают делать фарфор…

Автор статьи: И. Потапов.

 

Керамика древнего Китая

 

 

Керамика ручной работы

 

 

Эпоха Хань керамика

Контакты