Обычно сине-белые драконы ползали по стенкам больших сосудов, которые назывались ёнджун (собственно, в переводе это и есть «сосуды с драконами»). Пользовались подобными вазами разнообразно: они могли и просто так стоять, радуя чей-то привередливый глаз, в них могли ставить цветы, а могли и что-нибудь наливать – к примеру, вино во время официальных приемов и прочих сопровождаемых пьянками торжественных мероприятий, проводимых в королевских чертогах (в таких случаях, согласно картинкам, сохранившимся с тех времен, сосуды накрывали крышками). Со временем формы этих презентабельных посудин менялись: менялся и цвет, становясь ближе в XIX веку гораздо насыщеннее. (При всем при этом, как в один голос подчеркивают корейцы и Севера, и Юга, сине-белые чосонские драконы и облачка были всегда гораздо белее и не в пример синее, нежели их китайские или японские аналоги). Вообще же корейская керамика после XVII века становится в известной степени проще (если не сказать – примитивнее) более ранних образцов. Это в какой-то степени понятно: жизнь не стояла на месте и постепенно менялась, хоть и – в соответствии с традициями Востока – не сильно быстро; корейцам, как и их соседям из Ниппон и Поднебесной, требовалось время на раскачку. Изменению привычного взгляда на окружающий мир, как всегда, способствовало широкомасштабное появление на Дальнем Востоке европейцев и американцев со всеми их западными онёрами, кунштюками и разными прочими пирогами. Первыми европейцами, объявившимися в Корее, были, разумеется, христианские миссионеры. Однако для демонстрации преимуществ своей религии – и западного образа жизни – они выбрали довольно неудачный момент, поскольку приплыли на полуостров во время Имчжинской войны вместе с агрессорами-японцами: понятно, что в добрые намерения подобных благодетелей никто не поверил и об их проповеди надолго забыли. Следующий раз христианством в Чосоне заинтересовались в конце XVIII века: продвинутые последователи концепции сирхак, то есть ученые-практики, ратовавшие за поиск новых путей в науке и идеологии, усмотрели значительную схожесть христианского бога с Шан-ди – Небесным Императором, начальником даосского и конфуцианского пантеона небожителей, и начали с энтузиазмом изучать католические догматы, а также теорию и практику богословия. Неофиты прилежно читали соответствующую литературу, молились (в меру своего понимания), соблюдали посты и не работали по воскресеньям (точнее, по кратным семи дням месяца, поскольку свой солнечный календарь – соответственно, и семидневную неделю, – корейцы в те времена придумать еще не удосужились). Первое время к подобным экзерсисам поклонников западной мысли чосонские общество и начальство относились благосклонно (тем более что сирхакисты, штудируя не только богословские книжки, но и научно-популярные труды заморских авторов, попутно предлагали народу всякие полезные в хозяйстве штуки – вроде подъемного крана или современного способа картографирования местности), однако потом выяснилось, что многие из католических постулатов напрямую идут вразрез с многовековыми традициями Страны Утренней Свежести… |