…Чосонские керамисты, побуждаемые кто отсутствием рабочих материалов должного качества, кто полетом творческой фантазии, а кто и просто разгильдяйством, в конце XV – начале XVI века принялись в больших количествах производить посуду с явными, по сравнению с предшествующей традицией, дефектами. Поскольку глину для работы стали брать не в «месторождениях подтвержденного качества», а чуть ли не в придорожных канавах, не заморачиваясь наличием в керамической массе большого количества посторонних вкраплений, поверхность посуды после обжига в печах другой раз выходила вовсе даже не ровной, а с трещинами, дырками и какими-то вулканическими прыщами. Глазурь распустившиеся гончары частенько тоже наносили шаляй-валяй, типа как мультяшный Вовка в Тридевятом царстве: дескать, «…и так сойдет». В результате пунчхон у них получался вызывающе неказистым; корейские аристократы смешно морщили носы, глядя на такие «творческие эксперименты», однако неожиданно подобное новое слово в эстетике керамических изделий вызвало жгучий интерес со стороны обитателей Страны Восходящего Солнца.
В конце XV века ограничения, наложенные чосонским правительством на производство белого фарфора, были сняты, однако корейские мастера пунчхона продолжали с прежним усердием работать на японский рынок. Суровые самураи тащились от вдохновлявших их кривеньких принадлежностей чайных посиделок до такой степени, что даже как-то раз учинили по этому поводу целую войну…
Автор статьи: И. Потапов.