…Итак, китайские мастера керамики эпохи Чжоу первыми изобрели селадоновые глазури, ставшие знаменитыми в более позднее время (о них мы еще не раз поговорим).
| Что же такое этот самый знаменитый селадон? Так принято называть керамические изделия, покрытые глазурью зеленоватого цвета, а также сам этот цвет. (Относительно происхождения определения «селадон» – а оно появилось в Европе уже в Новое Время и к Китаю никакого отношения не имеет – есть разные мнения: к примеру, считается, что это либо искаженное имя султана Саладина – он же Салах-ад-Дин, – который не то насобирал коллекцию такой керамики, не то кому-то что-то такое подарил, – либо имеется в виду Селадон – литературный персонаж, герой прециозного пасторального романа «Астрея», крайне раскрученного бестселлера XVII века: пастух-разгильдяй, в основном занимающийся не своими прямыми обязанностями, а то и дело закатывающий томно глаза и без толку всхлипывающий по поводу своей возлюбленной, он обожал привнести в свои одежды нотки бледно-зеленого цвета). Принято думать, что мастера керамики Чжоу постарались сымитировать цвет нефрита – если можно так выразиться, китайского национального камня. Для получения глазури такого оттенка требовалось наличие в глине оксидов железа и титана: кроме того, китайцы использовали золу тростника особого местного вида. Ну, о селадоновой керамике подробнее поговорим позже: чжоусцы лишь изобрели ее, до настоящего признания и огромной популярности было еще очень далеко. На смену эпохе Чжоу пришло время династии Цинь. Тогда в Китае главным начальником стал Цинь Шихуан-ди – первый общенациональный и полноценный, так сказать, император (до этого были ваны – полу-князья, полу-царьки), объединивший (пусть и на короткий срок) всю Поднебесную под своим чутким руководством. При нем вовсю расцвело искусство керамики строительной. Китайцы стали делать черепицу – а ведь это тоже керамика – самых разнообразных видов и форм: цилиндрическую, плоскую, ровную, кривую, фигурную, какую угодно. Император любил возводить (ну, не сам, конечно) всякие разные дворцы: особо известен дворцовый комплекс Афангун. От него остались одни обломки, но и по ним можно было судить о великолепии керамической орнаментальной узорчатой отделки. (Сейчас Афангун на потеху туристам отстроили заново). Еще китайцам в те времена очень полюбилась керамическая скульптура. Начали с рельефов на вазах и прочих сосудах, потом стали делать статуэтки, маленькие глиняные домики и кораблики (часто эти штуки имели культовый характер – в могилку положить или еще что), но апофеозом подобного творчества (из того, что пока что накопали археологи-тумрайдеры) стало создание Терракотовой Армии. Тот самый легендарный Цинь Шихуан-ди был гражданином предусмотрительным и стал задумываться о своем загробном бытии еще в бытность свою подростком: в тринадцать лет, едва взобравшись на трон, он тут же повелел соорудить персональную гробницу. Возводили ее, согласно преданию, тридцать восемь лет: по свидетельствам современников, на стройке века трудилось семьсот тысяч человек. (Впрочем, еще больше местных арбайтеров – до миллиона – Цинь Шихуан-ди ангажировал для начала строительства Великой китайской стены: именно при нем отдельные стеночки, сиротливо торчавшие по разным окраинам Поднебесной, стали соединяться, наращиваться, удлиняться и превращаться во всем известное монструозное сооружение из десяти (а по другим данным – и всех двадцати) тысяч верст кирпича и камня – кстати говоря, совершенно бесполезное с точки зрения самих китайцев). Ну так вот: лояльные подданные из числа трудового крестьянства оборудовали для своего обожаемого правителя достойное посмертное лежбище, а не менее уважающие императора керамисты наваяли для него целую армию терракотовых (терракота – обожженная неглазурованная глина) бойцов. Гигантскую казарму, полную глиняных истуканов, раскопали случайно и совсем недавно – в 1974 году. Местные пейзане рыли какой-то колодец, и вдруг бац – непонятная окаменевшая свирепая харя, потом еще и еще… Пейзане сообразили, что неподалеку находится могила великого и ужасного объединителя Поднебесной (кстати говоря, до сих пор не раскопанная), страшно перепугались (мало ли что… а ну как САМ вылезет из-под земли: китайцы в вопросах отношений с загробным миром чертовски суеверны) и бросились врассыпную. Тут же прибежали менее пугливые ученые и аккуратно извлекли на свет божий примерно восемь тысяч (на сегодняшний момент) керамических солдатиков – каждый примерно 180 сантиметров роста и 130 кг веса – и принялись внимательно их изучать… Автор статьи: И. Потапов. |
|