История керамики: морские гады, бабахающие вулканы и закат Европы

…Мы собирались поговорить о периодизации древнегреческой керамики: вот и говорим.

Вообще-то определение «древнегреческая керамика» достаточно условно, поскольку относится к изделиям, произведенным не только конкретно греками (дорийцами, ахейцами и прочими), но и представителями других народов, что жили на территории Греции и Малой Азии. Но да ладно: не будем придираться.

Керамика

 

 

Керамика Древней Греции

 

Керамика

Итак: сначала – керамика крито-минойской цивилизации (середина третьего тысячелетия до нашей эры: стиль Камарес, о котором уже говорилось, всякие дельфины, рыбки, а также осьминоги и прочие морские гады), затем – керамика минийская (мастера создавали свои изделия из глины достаточно тонкой, но практически их не расписывали), дальше – микенская (примерно с середины второго тысячелетия до нашей эры; это уже собственно греки: микенская культура была достаточно высокоразвитой, строились дворцы и мощные цитадели, искусно выполненные керамические изделия расписывали, используя растительные и животные мотивы), а потом… потом в истории Греции случились так называемые «темные века».

Вот все мало-мальски культурные, так сказать, люди знают о «темных веках» раннего Средневековья, когда напрочь развалилась тысячелетняя Римская империя, когда по всей Европе шастали толпы варваров-оборванцев, когда величественные некогда города превратились в груды загаженных лошадиным навозом булыжников, а звонкая латынь стала превращаться в мертвый язык. Но вот, оказывается, были катаклизмы и покруче: наиболее яркий пример – «катастрофа бронзового века».

Примерно в тринадцатом веке до нашей эры – то есть на исходе того самого бронзового века – на территории Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья начали происходить неприятные и даже нехорошие вещи. Сначала бабахнул вулкан Санторин (остров Тира в Эгейском море: за несколько столетий до этого он бабахнул так, что, по слухам, вызвал цунами высотой до двухсот метров и потопил Атлантиду); потом громыхнул вулкан Гекла в Исландии (этот выразился потише, но пепла в атмосферу наплевал столько, что в Северном полушарии стало заметно прохладнее)… После череды неурожаев, вызванных обледенением всего и вся, само собой, последовала засуха, и народ, которому подобные шуточки надоели, начал тусоваться с места на место в поисках лучшей доли.

Тусовки эти проходили в нервной обстановке. Мигранты встречали непонимание со стороны коренных обитателей более благоустроенных территорий: излишняя активность первых раздражала вторых; слово за слово, чем-то по столу – и вот уже кого-то уносят, что-то горит и где-то воют волки. Так называемые «народы моря» – всякие фригийцы, филистимляне, шерданы (будущие сарды, обитатели Сардинии), тевкры (жители Трои), тирсены (этруски) и прочие морские разбойники – буквально затерроризировали весь регион. Хеттская империя пала; Микены получили сокрушительную оплеуху, после которой уже не оправились; Египет, вооруженный изысканной бронзой, с трудом отбивался от наседавших пиратов, нагло размахивавших скверно заточенными железными палашами. Многие города, процветавшие до того момента, были разрушены до основания; целые страны были навсегда стерты с карты мира. На колыбель цивилизации опустилась ночь.

Не будем углубляться в подробности «бронзового коллапса»: важен результат. А он таков: средиземноморская цивилизация была отброшена в своем развитии на многие сотни лет назад. Были позабыты целые отрасли ремесел; к примеру, горячий водопровод изобрели заново почти через тысячу лет; совсем перестали строить мореходные корабли и заниматься ткачеством, строить многоэтажные дома и обрабатывать металлы… да что там! писать-читать напрочь разучились, и это не шутка. Греки лишились письменности, представляете? Лет триста-четыреста бродили в потемках, кутаясь в вонючие шкуры – вот такие вот совсем невеселые «темные века»…

Слава богам олимпийским, греки додумались сохранить гончарный круг. Но в тот период они выделывали на нем нечто корявое и несуразное. На смену изысканной микенской керамике приходит вялая субмикенская: все предыдущие достижения утрачены, изделия крайне примитивны – либо вообще не окрашиваются, либо покрываются одним цветом, в лучшем случае на них робко корябают пару-тройку невнятных загогулин.

Однако все течет, все не стоит на месте; постепенно потемки тела и разума сменяются неуверенным рассветом: на рубеже тысячелетий (средний период «темных веков») среди греческих керамистов становится популярным так называемый «протогеометрический» стиль

Автор статьи: И. Потапов.

 Древнегреческая керамика

Древнегреческая керамика

Керамика ручной работы

Контакты